Вместо предисловия:
Данный мастер-класс был впервые опубликован мною на сайте Ярмарки Мастеров уже очень давно (кажется, в октябре 2017 года - практически в прошлой жизни!). Тогда мне казалось, что дело, которым я занимаюсь, вечно, и ничто не заставит меня его оставить...
На тот момент я вот уже несколько лет была успешным (да-да, очень успешным!) мыловаром - индивидуальным предпринимателем, активно развивающим свой бизнес по изготовлению и продаже натурального мыла ручной работы.
Я варила огромное количество мыла, география моих продаж была обширной, а среднемесячное количество отправляемых мною посылок исчислялось сотнями (помнится, что только за три дня акции "Черная пятница - 2018" я отправила около двухсот посылок!).
Сейчас, по прошествии лет, я без ложной скромности могу сказать, что мое мыло действительно было очень востребованным и популярным. Были и очереди, и дефицит, и ажиотаж на распродажах (не взирая на мой высокий ценник!).
И все это не по причине моего "уникального маркетинга" или активного "пиара" (которым меня попрекали и которому пытались и пытаются подражать до исступления). Увы и ах, но маркетинг и пиар здесь ни при чем (многие, как оказалось впоследствии, не читали ни строчки из километров моей "писанины"), мыло мое было "бестселлером" только по одной причине - это действительно было натуральное мыло, в отличие от многих других, по внешнему виду схожих с мылом продуктов косметическо-гигиенического направления на основе лаурет-сульфата натрия...
Тогда (а тем более сейчас) настоящее мыло практически не изготавливали - подавляющий процент мыловаров работал исключительно с промышленной мыльной основой (так называемая "нулевочка") - легко, просто, безопасно и, главное, до безобразия дешево.
В наши дни промышленная мыльная основа вообще стала правилом без исключений - современное "мыло" ручной работы изготавливается только из нее. Правда, теперь это происходит еще более цинично, чем раньше. Если тогда продавцы изделий из основы ограничивались фото готового продукта с пространным описанием натуральности и пользы, то теперь (о да, мои статьи и мастер-классы не прошли бесследно, их изучали пристально, с большим прицелом на будущее!) они приводят в "доказательство" своего "научного мастерства" бесконечные картинки кастрюлек, духовок и даже "химических лабораторий". Дескать, постоянно учусь, учусь и совершенствуюсь, как завещал великий Ленин...
Когда-то я пыталась бороться со всей этой бесовщиной (по сути, это довольно небольшая кодла "единомышленников", с одними и теми же действующими лицами, на подсосе у довольно известной "конторы" по фасовке и продаже дешевой промышленной мыльной основы китайского и российского производства).
Но, признаюсь, делала я это абсолютно зря: время и без моей помощи все расставило по своим местам: "натуральное" мыло из промышленной основы (даже в исполнении идеологически и теоретически подкованных многодетных "кандидатов и докторов химических наук") на сегодняшний день сильно проигрывает тому, что можно купить в любом супермаркете за 20 рублей (как сказал Виктор Пелевин, умение кидать понты приходит с деньгами, соответственно, в отсутствии оных становится не до понтов, тем более, не до чужих дешевых понтов).
Многие, очень многие стереотипы, привычки и приоритеты сегодняшней жизни на наших глазах претерпевают необратимые изменения. Привычный уклад ломается, как лед на реке, и куда вынесет нас бурный поток, пока не известно. Мы можем только наблюдать и предполагать. Понятно только одно: многого в нашей жизни уже не будет (и хорошего, чего искренне жаль, и плохого, чего и даром не надо, включая дешевые понты).
Я уже более не планирую возвращаться к своему мыловаренному бизнесу (максимум - хобби по настроению) - больше не вижу ни возможностей, ни перспектив, ни мало-мальского интереса к данному вопросу со стороны людей. Все когда-нибудь уходит в небытие, домашнее мыловарение - не исключение...
Но согласитесь, уйти из мыловаренного бизнеса из-за отсутствия сырья под аплодисменты сожалеющих покупателей куда приятнее, чем уйти из него из-за отсутствия продаж под жизнеутверждающую фразу: "Да пошла ты со своим фуфлом, Дуня с мыльного завода..."
И тем не менее, я все-таки решила разместить этот мастер-класс и у себя на сайте. Возможно, что когда-нибудь времена сменятся и кому-нибудь все это еще пригодится!
С уважением,
Елена LineaS.
Этот мастер-класс я предлагаю, прежде всего, моим коллегам-мыловарам! Все, кто варит мыло в достаточно больших объемах, рано или поздно сталкиваются с проблемой «отходов» производства и остатков сырья. И это тот самый случай, когда хранить их негде, а выкинуть жалко. И уж чего только не пробуют с ними делать, чего только не придумывают мыловары, чтобы избежать лишних потерь и сэкономить.
Должна сказать, что и я долго пыталась хоть как-то «пристроить» эти неликвиды, но все не могла найти им достойного применения. Поначалу это было для меня не так актуально, но с ростом объемов производства, проблема стала приобретать угрожающие размеры. Опытные мыловары меня поймут, ибо они реально представляют, сколько обрезков остается от такой вот партии мыла.
И я задумалась: что с этим делать? Продавать мелкие обрезки и крошку мыла я считаю не совсем комильфо, ведь мастер — не менеджер по реализации отходов. Да и не красит его подобное крохоборство. Переплавить мыльные «отходы» в пригодный к употреблению брусок также не представляется возможным. Я понимала это изначально, но поддавшись на «убедительные» советы горе-мастеров, пробовала это сделать несколько раз: и так, и эдак... Результат — нулевой.
И в этом нет ничего удивительного (как я вообще поддалась на этот соблазн?) — гелевая структура натурального мыла при переплавке разрушается и более не восстанавливается. И дело здесь не в недостатке мастерства, а в физико-химической структуре натурального мыла. Мыло в высокой концентрации не является истинным раствором, это коллоидный раствор — золь, в процессе варки перешедший в гель (фиксированный структурный каркас).
При добавлении воды и нагревании гель дестабилизируется, его каркас разрушается и восстановить его уже невозможно. Мыло после размачивания / нагревания навсегда утрачивает часть своих свойств — твердым и устойчивым к размоканию оно уже никогда не будет, и даже если на его просушку уйдут месяцы, после двух-трех использований это будет не кусок мыла, а осклизлый студень, неопрятно размазанный по мыльнице.
Для примера: если растворить в воде карамель (или жженку), а затем выпарить из раствора воду, изначальной хрупкой, стеклянистой карамели вы не получите, это будет либо тягучий вязкий «клей», либо крупитчатая аморфная масса. То же происходит и с другими аналогичными веществами: маслом какао, агар-агаром… Короче, «фарш невозможно провернуть назад, корову из котлет не восстановишь».
Да и с остатками масла не легче: собрать сбалансированный рецепт из 10-12 видов масел массой до 50 граммов не так уж легко, особенно учитывая тот факт, что в остатках, как правило, оказываются жидкие масла на дне бутылок. И эти бутылки постепенно захламляют и захламляют стройные ряды «складских» стеллажей, где у любого мастера каждый сантиметр площади на вес золота! И так-то все утрамбовано плотнее некуда, а тут еще эти бутылки бесконечные, как чемодан без ручки, которые так и норовят обрушиться на голову, когда ты очередной короб кокоса извлекаешь из-под завалов...
Но не выбрасывать же в самом-то деле столь дорогостоящие остатки! Поэтому сегодня я хочу предложить вам свой способ «утилизации» этих «отходов», возможно кому-то пригодится (во всяком случае, я на такой рецепт так ни разу и не натолкнулась, а жаль).
Итак, приступаем! Сегодня мы варим экономичное мыло из «производственных отходов» — «Курочка-ряба»!
Рецепт абсолютно произвольный и продиктован исключительно имеющимися у меня остатками после одной из «больших варок» мыла (каждый может изменить его в соответствии со своими исходными условиями, предварительно пересчитав количество воды, кислоты и щелочи):
1. Масло кокосовое рафинированное, дезодорированное — 1400 г.
2. Масло семян расторопши холодного прессования — 235 г.
3. Масло семян лимона рафинированное — 185 г (не путать с эфирным маслом лимона).
4. Масло примулы вечерней рафинированное — 50 г.
5. Масло льняное нерафинированное — 60 г.
6. Масло оливковое нерафинированное — 30 г.
7. Масло подсолнечное рафинированное — 300 г.
8. Масло кукурузное рафинированное — 140 г.
9. Масло рисовых отрубей рафинированное — 40 г.
10. Масло касторовое — 200 г.
11. Едкий натр — 452 г (количество щелочи рассчитано мною исходя из конкретных коэффициентов омыления для вышеперечисленных масел, указанных в паспортах качества, полученных от поставщика, но вы можете рассчитать его и с помощью мыльного калькулятора на основании заложенных в него усредненных коэффициентов омыления, результат будет приближенным, но так вы и щелочь не титровали на соответствие заданной концентрации — все равно в идеал не попасть!). Количество щелочи на нейтрализацию лимонной кислоты учтено в общем количестве щелочи. Пережир — 0%.
12. Вода обессоленная — 1100 г.
13. Кислота лимонная — 50 г.
14. Обрезки и крошка мыла — примерно 2,5 килограмма.
Процесс приготовления мыла (мыльного клея) протекает стандартно, с соблюдением всех правил и мер безопасности! Останавливаться на них не буду, ибо если у вас есть обрезки мыла, значит варить его вы умеете, а ученого учить — только портить...
Далее, по шагам:
1. Подогреваем масло до температуры 45-50°С.
2. Растворяем в воде отдельно лимонную кислоту, отдельно — щелочь (при растворении щелочи используем холодную воду в соотношении со льдом 1:3), полученные растворы соединяем.
3. Процеживаем полученный щелочной раствор в кастрюлю с подогретым маслом и доводим смесь блендером до состояния крепкого следа.
Стадия подготовки завершена — вы приготовили чудесный (и, даже, несколько аппетитный на вид) золь, который отправляется в духовку, разогретую до 90°С на три-четыре часа. В процессе приготовления золь (мельчайшая суспензия) перейдет в гель — мыло обретет структурный «каркас». Каркас этот достаточно подвижный, поэтому мыло нестабильно и плохо переживает повторное нагревание/растворение. Как я уже говорила, переплавить его без потери потребительских свойств нельзя.
Обратите внимание, что мы взяли для растворения щелочи достаточно много воды (около 42%). Это обусловлено технологической необходимостью получения достаточно жидкого мыльного клея.
Пока мыло варится, подготовим формы (застелем их пекарской бумагой) и обрезки и крошку мыла (я ссыпала их из многочисленных пакетиков прямо в подготовленные формы).
4. Достаем готовое мыло из духовки (очень красивый, медовый гель).
Не мешкая, высыпаем в него подготовленные обрезки и крошку мыла. Все тщательно вымешиваем, чтобы все крошки распределились в массе мыльного клея равномерно и после просушки мыла не выкрашивались из кусков. Сначала это будет достаточно трудно (масса очень густая, схватывается комом), но через 3-4 минуты мыльные обрезки и крошка начнут слегка плавиться в горячем мыльном клее и процесс перемешивания пойдет легче!
5. Раскладываем полученную «кашу» по формам и оставляем до полного затвердевания на 1-2 суток.
6. Затвердевшее мыло извлекаем из форм, зачищаем бумагу и нарезаем на куски. Мыло очень твердое, потребуются усилия! Я нарезаю мыло достаточно крупно — чего мельчить, мыло пойдет себе любимой, а большому куску, как говориться.
7. Нарезанное мыло отправляем на просушку. Сушить его придется не менее двух месяцев, так как структура геля на границе сплавления мыльных обрезков и крошки с мыльным клеем все же немного нарушена. Поэтому, чтобы мыло не раскисало, дадим ему просохнуть как следует!
Я не добавляла в мыло никаких эфирных масел — смесь и так представляет собой какофонию запахов разнообразных сортов мыла, поэтому была задача не усилить ее, а выветрить! Через неделю оно будет пахнуть просто натуральным мылом (творожистый, кисломолочный запах, а вовсе не удушливая едкая вонь, как иногда пытаются преподнести запах щелочного мыла недобросовестные продавцы мыла из синтетических ПАВ). Поверьте, натуральное щелочное мыло (как и натуральная щелочь) едкого запаха не имеет (щелочь вообще ничем не пахнет, а ее раствор имеет слабый содовый запах).
Удушливая едкая вонь — это отличительная черта «натуральных» ПАВ, так как они представляют собой «безвредные» производные серной кислоты (стадия сульфатирования жирных спиртов и олефинов). Через пару месяцев запах мыла станет даже приятным, мыльно-свежим, более нейтральным, без ноты кислой сметаны, поэтому никакие «облагораживающие» запахи ему не требуются!
И вообще, запомните, чем качественнее мыло (чем оно натуральнее), тем меньше оно нуждается в маскировке неприятного запаха эфирными маслами или, тем более, вонючими синтетическими отдушками. Сильно пахнущее (до свербения в носу) мыло — первый признак продукта не натурального, а изготовленного из самых жестких ПАВ.
Спустя два месяца, наше экономичное мыло готово: вот такой калейдоскоп цветов — курочка-пеструшка!
Разумеется, этого мыла не бывает в продаже в моем магазине, ибо торговать обрезками —последнее дело! Я использую его исключительно для личных нужд, ведь расход мыла всегда большой. А если помножить этот расход не на одну семью, а еще и на семьи детей-родителей, то он (расход) окажется громадным: мыло для рук, мыло для тела, мыло для кухни — оно везде незаменимо и очень выручает, так как обходится гораздо дешевле обычного моего профессионально-рецептурного мыла. И при этом, ничего не пропадает зря (а значит не удорожает себестоимость, не отвлекает денежные средства из оборота, экономит товарную продукцию!) — разве это не мечта каждой рачительной хозяйки мыловаренного заводика?
Варите и пользуйтесь на здоровье и сохранность семейного бюджета!