Перед родителями будущего Мессии встал вопрос: как назвать Его? Казалось бы, пророк Исаия предсказал это заранее: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева по чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис.7:14), «что значит: с нами Бог» (Мт.1:23). Так Мешиаха и должны были назвать. Ведь слова пророков — не просто предсказания, а указания к исполнению.
Почему же архангел не исполнил пророчество, дал Мессии имя Иешуа (Иисус — его греческий вариант), а не Еммануил, вопреки указанию Исаии?! (Лк. 1:31). Впервые найденное написание на иврите имени Бога Сына (VI век до н.э.) показано над заголовком.
Вообще, каковы истинные имена Отца и Сына? Этим вопросом евреи задавались еще на заре своей истории. Когда Яхве говорил с Моисеем и поручил ему вывести евреев из Египта, тот спросил: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут: «как Ему имя?» Что сказать мне им?» (Исх. 3:13). Поэтическую любознательность мудреца Агура запечатлел Соломон в своих притчах: «Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя ему? И какое имя сыну его? знаешь ли?» (Пр.30:4).
Очень интересная фраза, порой вводящая еврейских раввинов в ступор. Ведь они отрицают божественность христианского Помазанника на основании главного аргумента: у Бога не может быть Сына. Сыны Божии в Ветхом Завете – это либо ангелы, либо потомство Сифа: отпрыски Каина звались сынами человеческими.
Впрочем, в отношении имени Божьего верующие всех трех мировых авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама – одинаково испытывают священный трепет.
Ну, а как же быть с нарушением пророчества Исайи насчет имени Мессии: Иисус вместо Еммануила? Так как древний иудейский пророк полагал, что Мешиах будет человеком (вместо него пришел Богочеловек), рассмотрим, как присваивались имена в древности.
В те времена понятие «имя» имело мало с чем сравнимую значимость. Оно — не просто ярлык, а выражает характерные особенности того, кому принадлежит. Поэтому, когда человек дает имена неодушевленным предметам — звездам, планетам, городам, горам и рекам, — он просто-напросто подражает Создателю. Ведь Писание утверждает, что Господь все звезды называет по имени (Ис. 40:26). Именно Яхве наделил людей желанием давать всему живому имена. Одно из первых дел прародителя Адама состояло в том, чтобы обозначить животных. Когда Бог сотворил ему жену, первочеловек незамедлительно назвал ее «женщина» (Иш-ша по-иудейски), а позже — Ева (точнее Хава), что означает «Жизнь», потому что «она стала матерью всех живущих» (Быт. 2:19,23; 3:20).
...Ветхий завет упоминает 46 случаев присвоения имени ребенку, 28 — матерью, 18 — отцом. Сам Адонаи через архангела Гавриила указал будущим родителям Иоанна Крестителя и Иисуса, как должны зваться их сыновья (Лк. 1:13,31). Всего в Библии 1400 имен на 2400 персонажей. Как же и почему они присваивались?
Существовал принцип: имена и прозвища описывают характер, внешность, обстоятельства рождения, другие особенности того, кому принадлежат. Сиф, например, означает «замена». «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4:25). Тот же смысл имеют Тахов, а также неверно переданный в русском переводе Шовав (1 Пар. 6:25;2:18) и его правильный вариант Совав (2 Цар. 5:14).
Исаак, «Смех», напоминает о веселье его состарившихся родителей, когда они впервые узнали, что у них будет ребенок (Быт. 17:17,19; 18:12). Исав — «волосатый» — описывает внешность владельца. Другое его прозвище — Едом, «Красноватый» — намек на то, что он продал свое первородство за миску красной чечевичной похлебки (Быт. 25). Иаков, который купил первородство у своего брата-близнеца Исава и получил от отца благословение, предназначенное первенцу, от рождения своего был известен как «Хватающийся за пяту» или «Вытесняющий» (Быт. 27:36), так как вышел из чрева вторым. Подобным образом имя Соломона, в правление которого Израиль наслаждался миром и процветанием, значило «Мирный» (1 Пар. 22:9).
Иногда Адонаи самолично менял имена, чтобы указать на роль, которую играли люди в Его намерениях. Когда Шаддай предсказал, что Его служитель Аврам («Отец величия») станет прародителем многих народов, он заменил его имя на Авраам («Отец множества»). Всеблагой исправил также имя жены этого патриарха: вместо Сара («Сварливая») — Сарра («Княжна»), ибо она должна была стать матерью семени Авраама (Быт. 17:5, 15:16).
Среди евреев в IV веке до н.э. укоренился чужеземный обычай выбирать новорожденному какое-либо из самых распространенных имен потому, что кто-то из родственников назывался так раньше. Правда, старый Закон воспрещал давать сыну имя отца. Деда — можно, но только в том случае, если он мертв. Ведь внук — оживший дед. Сейчас это называется панонимией. К примеру, немецкое слово «внук» - «Enkel» - извлечено из «Enichili» - «маленький дедушка». Это подтверждают не только еврейские, но и греческие имена Автипатрос, Автипапрос, сокращенные до Автипас (русское Антипа, Антон). Так звался сын тирана: Ирод Антипа. Томасом — Фомой, то есть близнецом, называли мальчика, чей старший брат недавно умер.
«...Рахиль родила, и роды ее были трудны.
И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец назвал его Вениамином.
И умерла Рахиль...» (Быт. 35:16, 18-19).
Бен Они означает «сын несчастья», бен Иамин (правильное произношение — «бану Йамину») — наоборот, «сын счастья».
Человек меняет имена: Гидеон стал Иероваалом; Матфания был переименован в Седекию царем Вавилона (4 Цар. 24:17).
От Иессея, отца Давида, до последнего царя иудейского проходят 22 имени; ни одно из них не повторяется.
Более половины всех еврейских имен — так называемые теофорические. Они состоят из двух частей. Одна из них содержит обозначение божества, на ней делается специальное ударение. Так, Ионафан означает: «Это Яхве (а не другой бог), который дал»; Нафания — «Яхве дал»; Елнафан — «Это Бог (а не кто другой), который дал». Такие имена могут быть сокращены за счет теофорической части, отсюда Нафан: «Он дал». В Святом Писании много «кратких имен», и не всегда возможно восстановить по ним полные.
Кроме теофорических прозваний есть такие, которые указывают на качество владельца, кое родители стараются удержать с помощью имени. Аззан — «сильный», Собек — «очень важный».
Иные имена имеют эффект талисмана. Ребенку дается имя, выражающее то, чем он не должен стать: Гареб — грубый, Келита — карлик, Зерувия — пораженная кожной болезнью, Навал (правильно Набал) — безумный, в смысле безбожный. Об одном из носителей этого имени его жена говорит, пытаясь отвратить месть Давида: «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо, каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним» (1 Цар. 25:25). На иврите безумие — «набала». Нередко имена-талисманы даются людям в зрелом возрасте как прозвища и заменяют первые имена.
Продолжение - в следующей части.
Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.
Юрий Пульвер
Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3404/
Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.