Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 5). Имя Бога Сына. Часть 1.

Имя Бога Сына. Надпись на иврите (VI век до н.э).. Открытые источники.
Имя Бога Сына. Надпись на иврите (VI век до н.э).. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Перед родителями будущего Мессии встал вопрос: как назвать Его? Казалось бы, пророк Исаия предсказал это заранее: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева по чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил» (Ис.7:14), «что значит: с нами Бог» (Мт.1:23). Так Мешиаха и должны были назвать. Ведь слова пророков — не просто предсказания, а указания к исполнению.

Пророк Исаия. Открытые источники.
Пророк Исаия. Открытые источники.

Почему же архангел не исполнил пророчество, дал Мессии имя Иешуа (Иисус — его греческий вариант), а не Еммануил, вопреки указанию Исаии?! (Лк. 1:31). Впервые найденное написание на иврите имени Бога Сына (VI век до н.э.) показано над заголовком.

Благовещение. Франческо дель Косса.
Благовещение. Франческо дель Косса.

Вообще, каковы истинные имена Отца и Сына? Этим вопросом евреи задавались еще на заре своей истории. Когда Яхве говорил с Моисеем и поручил ему вывести евреев из Египта, тот спросил: «Вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут: «как Ему имя?» Что сказать мне им?» (Исх. 3:13). Поэтическую любознательность мудреца Агура запечатлел Соломон в своих притчах: «Кто восходил на небо и нисходил? Кто собрал ветер в пригоршни свои? Кто завязал воду в одежду? Кто поставил все пределы земли? Какое имя ему? И какое имя сыну его? знаешь ли?» (Пр.30:4).

Очень интересная фраза, порой вводящая еврейских раввинов в ступор. Ведь они отрицают божественность христианского Помазанника на основании главного аргумента: у Бога не может быть Сына. Сыны Божии в Ветхом Завете – это либо ангелы, либо потомство Сифа: отпрыски Каина звались сынами человеческими.

Каин. Открытые источники.
Каин. Открытые источники.

Впрочем, в отношении имени Божьего верующие всех трех мировых авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама – одинаково испытывают священный трепет.

Ну, а как же быть с нарушением пророчества Исайи насчет имени Мессии: Иисус вместо Еммануила? Так как древний иудейский пророк полагал, что Мешиах будет человеком (вместо него пришел Богочеловек), рассмотрим, как присваивались имена в древности.

В те времена понятие «имя» имело мало с чем сравнимую значимость. Оно — не просто ярлык, а выражает характерные особенности того, кому принадлежит. Поэтому, когда человек дает имена неодушевленным предметам — звездам, планетам, городам, горам и рекам, — он просто-напросто подражает Создателю. Ведь Писание утверждает, что Господь все звезды называет по имени (Ис. 40:26). Именно Яхве наделил людей желанием давать всему живому имена. Одно из первых дел прародителя Адама состояло в том, чтобы обозначить животных. Когда Бог сотворил ему жену, первочеловек незамедлительно назвал ее «женщина» (Иш-ша по-иудейски), а позже — Ева (точнее Хава), что означает «Жизнь», потому что «она стала матерью всех живущих» (Быт. 2:19,23; 3:20).

Адам, Ева и животные. Открытые источники.
Адам, Ева и животные. Открытые источники.

...Ветхий завет упоминает 46 случаев присвоения имени ребенку, 28 — матерью, 18 — отцом. Сам Адонаи через архангела Гавриила указал будущим родителям Иоанна Крестителя и Иисуса, как должны зваться их сыновья (Лк. 1:13,31). Всего в Библии 1400 имен на 2400 персонажей. Как же и почему они присваивались?

Существовал принцип: имена и прозвища описывают характер, внешность, обстоятельства рождения, другие особенности того, кому принадлежат. Сиф, например, означает «замена». «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (Быт. 4:25). Тот же смысл имеют Тахов, а также неверно переданный в русском переводе Шовав (1 Пар. 6:25;2:18) и его правильный вариант Совав (2 Цар. 5:14).

Сиф. Фреска Феофана Грека.
Сиф. Фреска Феофана Грека.

Исаак, «Смех», напоминает о веселье его состарившихся родителей, когда они впервые узнали, что у них будет ребенок (Быт. 17:17,19; 18:12). Исав — «волосатый» — описывает внешность владельца. Другое его прозвище — Едом, «Красноватый» — намек на то, что он продал свое первородство за миску красной чечевичной похлебки (Быт. 25). Иаков, который купил первородство у своего брата-близнеца Исава и получил от отца благословение, предназначенное первенцу, от рождения своего был известен как «Хватающийся за пяту» или «Вытесняющий» (Быт. 27:36), так как вышел из чрева вторым. Подобным образом имя Соломона, в правление которого Израиль наслаждался миром и процветанием, значило «Мирный» (1 Пар. 22:9).

Принесение в жертву Исаака его отцом Авраамом. Караваджо. 1602 г.
Принесение в жертву Исаака его отцом Авраамом. Караваджо. 1602 г.

Иногда Адонаи самолично менял имена, чтобы указать на роль, которую играли люди в Его намерениях. Когда Шаддай предсказал, что Его служитель Аврам («Отец величия») станет прародителем многих народов, он заменил его имя на Авраам («Отец множества»). Всеблагой исправил также имя жены этого патриарха: вместо Сара («Сварливая») — Сарра («Княжна»), ибо она должна была стать матерью семени Авраама (Быт. 17:5, 15:16).

Авраам и Сарра. Открытые источники.
Авраам и Сарра. Открытые источники.

Среди евреев в IV веке до н.э. укоренился чужеземный обычай выбирать новорожденному какое-либо из самых распространенных имен потому, что кто-то из родственников назывался так раньше. Правда, старый Закон воспрещал давать сыну имя отца. Деда — можно, но только в том случае, если он мертв. Ведь внук — оживший дед. Сейчас это называется панонимией. К примеру, немецкое слово «внук» - «Enkel» - извлечено из «Enichili» - «маленький дедушка». Это подтверждают не только еврейские, но и греческие имена Автипатрос, Автипапрос, сокращенные до Автипас (русское Антипа, Антон). Так звался сын тирана: Ирод Антипа. Томасом — Фомой, то есть близнецом, называли мальчика, чей старший брат недавно умер.

«...Рахиль родила, и роды ее были трудны.

И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец назвал его Вениамином.

И умерла Рахиль...» (Быт. 35:16, 18-19).

Рахиль. Мауриций Готтлиб. Открытые источники.
Рахиль. Мауриций Готтлиб. Открытые источники.

Бен Они означает «сын несчастья», бен Иамин (правильное произношение — «бану Йамину») — наоборот, «сын счастья».

Человек меняет имена: Гидеон стал Иероваалом; Матфания был переименован в Седекию царем Вавилона (4 Цар. 24:17).

От Иессея, отца Давида, до последнего царя иудейского проходят 22 имени; ни одно из них не повторяется.

Более половины всех еврейских имен — так называемые теофорические. Они состоят из двух частей. Одна из них содержит обозначение божества, на ней делается специальное ударение. Так, Ионафан означает: «Это Яхве (а не другой бог), который дал»; Нафания — «Яхве дал»; Елнафан — «Это Бог (а не кто другой), который дал». Такие имена могут быть сокращены за счет теофорической части, отсюда Нафан: «Он дал». В Святом Писании много «кратких имен», и не всегда возможно восстановить по ним полные.

Кроме теофорических прозваний есть такие, которые указывают на качество владельца, кое родители стараются удержать с помощью имени. Аззан — «сильный», Собек — «очень важный».

Иные имена имеют эффект талисмана. Ребенку дается имя, выражающее то, чем он не должен стать: Гареб — грубый, Келита — карлик, Зерувия — пораженная кожной болезнью, Навал (правильно Набал) — безумный, в смысле безбожный. Об одном из носителей этого имени его жена говорит, пытаясь отвратить месть Давида: «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо, каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним» (1 Цар. 25:25). На иврите безумие — «набала». Нередко имена-талисманы даются людям в зрелом возрасте как прозвища и заменяют первые имена.

Продолжение - в следующей части.

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Юрий Пульвер

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk3404/

Предыдущие выпуски можно прочитать здесь.