Многие из вас ответят на этот вопрос так: "Что тут думать, для этого есть готовые пресеты. Выбираем в них жанр музыки: поп, рок, хип-хоп или реп, нажимаем - и готово!" 😜
Так вот, уважаемый читатель, эти, так называемые "пресеты" (готовые настройки) и заставили меня написать этот пост! Дело в том, что в большинстве случаев настройки эквалайзера в них совершенно неадекватные. Остается удивляться причинам, которые заставляют разработчиков устанавливать такие пресеты. А ведь от этого и музыка, что называется, "не звучит" и восприятие её совершенно "не то"... 👎
Являюсь меломаном 🎵🎧 и поэтому хочу поделиться с вами опытом быстрой и простой настройки такого ОЧЕНЬ НЕПРОСТОГО инструмента как многополосный эквалайзер. Эти рекомендации подходят к любым эквалайзерам в любых девайсах: mp3-плеерах, планшетах, ноутбуках, компьютерах, усилителях мощности и т.д.
А теперь самое главное. Возможно сейчас вы удивитесь:
МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ПРЕСЕТЫ СОВЕРШЕННО НЕ НУЖНЫ!!! ОБЩАЯ НАСТРОЙКА ЭКВАЛАЙЗЕРА ДЛЯ МУЗЫКИ ЛЮБОГО ЖАНРА ПРАКТИЧЕСКИ ОДНА!!! Она показана на Рис 1 ниже. 😉 Настроив его примерно также вы получите наиболее чистое и приятное звучание всех ваших треков. 👍👍👍
Рис 1:
А теперь подробнее...
Для начала напишу что такое ЭКВАЛАЙЗЕР и для чего он нужен. Кто знает - можете не читать. 😊
ЭКВАЛАЙЗЕР - это есть многополосный регулятор тембра в аудиоаппаратуре или программном обеспечении высококачественного воспроизведения звука. Название происходит от английского слова "equalize", т.е. "выравнивать". Ну, или по-другому это "балансир", "уравнитель". ☝
Общепринятое сокращение эквалайзера: "EQ"
EQ нужен для улучшения звучания аппаратуры в зависимости от индивидуальных особенностей нашего слуха, используемых акустических систем (колонок), наушников и условий прослушивания (помещения). Он может содержать от 2 до 30 и более частотных полос регулировки тембра, причем чем больше полос (ручек регулировки) - тем точнее и качественнее настройка, но тем она сложнее. Существуют как программные EQ, в которых регулировка тембра реализуется исключительно силами программного обеспечения (показан на Рис 1 и Рис 3), так и эквалайзеры на основе радиодеталей: коненсаторов, катушек индуктивности, резисторов, транзисторов и микросхем (Рис 2). В последнем регулировка реализуется за счет особенностей и свойств радиодеталей пропускать переменный ток - по качеству регулировки тембра и звучанию он гораздо лучше первого.
Рис 2, регулятор тембра Баксандала на основе радиокомпонентов,по сути двухполосный EQ:
Внешний вид 20-полосного программного эквалайзера моего телефона сразу после активации приложения приведен на Рис 3.
Рис 3:
☝Как видим, после первого открытия приложения все регуляторы по умолчанию установлены на нуль (цифры над каждой полосой), а значит изменений в звучании музыки НЕТ!
Вкратце его возможности:
*диапазон регулировки полос +-10 дБ (децибел), внизу - частоты регулировки полос.
*преамп слева - для дополнительного увеличения громкости, если трек записан тихо.
*имеется 33 убогих пресета
*переключение с 20 полос на 10 (на скрине вариант с 10-ю).
*возможность сохранять свои 4 пресета настроек.
Общую правильную настройку этого и любого другого эквалайзера вы видели на Рис 1, а вот точная настройка как раз и зависит от используемых вами наушников, колонок - от помещения где они установлены, ну и вышеупомянутых индивидуальных особенностей вашего слуха и может несколько отличаться.
Почему настроить надо именно так? А вот почему...
Сначала немного нудной теории. 😊
Звук 🔊👂 - это периодические колебания воздуха с частотой от 16 колебаний в секунду (Герц или сокращенно "Гц") до 22 000 Гц, т.е. до 22 000 колебаний в секунду. И музыка занимает практически ВЕСЬ этот диапазон. ☝
Человек в молодости слышит звуки частотой примерно от 16 Гц и до 22 000 Гц, в среднем возрасте диапазон частот уже: примерно от 20Гц до 14000...17000 Гц. Ну, и хуже всего слышимый диапазон у пожилых людей - они слышат примерно от 20 Гц до 9000...12000 Гц. Как видим, с возрастом человек в основном всё слабее и слабее слышит высокие частоты. 🔇
Также хуже всего мы слышим звуки именно на краях этого диапазона: низкие частоты ниже 100 Гц (это музыкальные "басы" такие как бас-ударник, бас-синтезатор) и высокие частоты выше 10 000 Гц (звенящие и писклявые звуки иструментов типа "треугольник", "тарелочки", высокочастотных синтезаторов). Лучше же всего слышим средние частоты от 800 Гц до 3000...4000Гц - это вокал, т.е. голоса людей и основные гармоники классических инструментов.
В результате чтобы звучание казалось нам одинаковым как на краях слышимого диапазона так и в его средине и от этого было приятным - для этого необходимо в несколько раз увеличивать громкость звука на низких частотах и на высоких. Т.е. требуется усилить басы и звенящие, писклявые тарелочки с ВЧ-синтезаторами. И применяя это простое правило в эквалайзере мы получим наиболее приятное и качественное звучание практически ЛЮБОЙ музыки от рока до джаза с классикой. 👍🎼
Для этого в EQ плавно увеличиваем усиление частот ниже 300 Гц и выше 5000 Гц (5К), т.е. регуляторы двигаем вверх, как показано на Рис 1. Обычно на частотах 100 Гц и 10 000 Гц достаточно подьема на 10...12 децибел (дБ), что примерно в 3...4 раза больше по амплитуде относительно средних частот 800...3000 Гц. Форма кривой по вершинам регуляторов получается ввиде "ямы" или "чаши", ну, или "перевернутого колокола". См Рис 1.
Количество полос, их частоты и диапазон регулировки усиления в дБ вашего эквалайзера могут отличаться, но форма кривой должна быть примерно такой же...
Вот и все. 😊 Приятного вам прослушивания любимой музыки!!! 😊🎧🎵🎼🎶
© Д. О. Максимов, 2022