В начале ноября 1982 года должность кладовщика – артельщика на лесовозе «Электросталь» освободилась. Артельщика Витю Бондарева списали с судна в распоряжение отдела кадров. После «полярки», во время стоянки во Владивостоке, получив продукты, он оставил полтонны картошки на палубе. Пенсионеры из стояночного подменного экипажа были не помощники. А сам артельщик по причине безмерного алкогольного возлияния в тот момент к тяжелой работе был не способен ни морально, ни физически. Не было у него желания таскать мешки с картошкой. Вот и понадеялся бедолага на авось, на теплую приморскую осеннюю ночь. Мол, до утра с картошкой ничего не случится. А утром штатный экипаж прибудет и все занесут в кладовку. Не пронесло, мороз ночью ударил. А вместе с ним на артельщика свалились крупные неприятности в виде списания с судна. Капитан очень огорчился такому вопиющему проступку артельщика, но хода делу не дал. Не хотел «светить» перед пароходским начальством чудовищные нарушения дисциплины в работе вверенного ему экипажа. Потому то деньги с виновника не высчитал за загубленный картофель. Судно передовое, со всех сторон успешное, на котором не должно быть вот таких почти уголовных ЧП. Ведь на лицо явная преступная халатность.
Должность кладовщика – артельщика выборная и материально ответственная. Так что назначить человека приказом и без его согласия не получится. А добровольно никто на эту должность не соглашается. Все дело в том, что самый главный плюс работы артельщика, это всего четыре часа работы на палубе. И на стоянке, занимаясь получением продуктов, артельщик зачастую свободен от судовых работ. И вот эту льготу господин капитан, а тогда еще товарищ Владимир Моисеевич Шиманович, мягко говоря, похерил. Мол, артельщику идет доплата в пятнадцать рублей. И этого вполне достаточно, чтобы работать на палубе весь день. Матросы не спорили. Обычно артельщики выбираются из матросов. И при этом полностью игнорировали, вроде бы как, «хлебную» должность. Хотя на данный момент она не самая козырная. Судно работает с побережья, из порта «Ольга» возит круглый лес на Японию. Заходов во Владивосток практически нет. А значит и семье из продуктов ничего не перепадает. Да и Страна Советов все глубже и глубже погружается в путину тотальной нехватки продовольствия. Так что ассортимент продуктов очень скудный даже для флота. Самого необходимого зачастую нет. И не добившись понимания у матросов, капитан назначил артельщиком второго радиста, как самого свободного после помполита человека из экипажа. Но это же опять по его пониманию. А что, мол, часто суда ходят без вторых радистов и вполне успешно. Новые перестроечные веянья уже вплотную приблизились к торговому флоту. И профессия радиста в скором времени вообще исчезнет. Обязанности по связи возложат на третьего помощника.
Второй радист Валентин особо не протестовал. Против капитана не попрешь. Спишут зимой в отпуск и все дела. А кому охота гулять по морозу. Да и не так много работы у радистов на японской линии. Переходы по полтора суток. Стоянки не меньше пяти. А на стоянке судовая рация не работает. Так что все получилось с артелкой, как говорят в масть. И не просто в масть, а в крутую. Второй радист был исключительно честным и порядочным человеком. Такое и воспитывается, а скорее всего, достается с генами родителей, впитывается с молоком матери. Питание экипажа сразу улучшилось на порядок. И это при том, что через меню экипажа было списано пол - тонны загубленной картошки. Чтобы на завтрак давали заливную курятину под каким то экзотичным соусом, такого моряки лесовоза «Электросталь» не помнили, не знали и не видели никогда.
Зачастую фамилии порядочных и честных людей не помнят. Не в пример тем, кто творит нам гадости. И я, к большому сожалению, не помню фамилию второго радиста Валентина. Это был человек кристальной честности. Кстати, и внешний вид соответствовал его внутреннему содержанию. Парень был похож на одного из советских актеров, который играл в фильме «Адъютант его превосходительства» молодого «белого» офицера. Он был аристократом по духу. Так я называю людей, которые неспособны на подлость. У которых развито до предела чувство собственного достоинства. Правильное и честное ярко проявлялось в поступках второго радиста.
В поселке «Ольга» не было проблем с пивом, которое уничтожило местный спорт. Это нам сказала одна из пожилых местных жительниц, когда мы расположились с пивом на лавочках местного стадиона, расположенного в центре поселка. Футбольное поле которого заросло травой, и на котором паслись коровы. Это так, к слову сказано. А моряки большие любители пива и остального алкоголя. И пьют в основном на судне, которое для них дом родной. Вот и копится бутылочная тара на судне в больших количествах. А как известно, эта самая стеклотара в советское время была очень хорошим бизнесом. Пустая бутылка по тем временам стоила больше десяти копеек, и была основным заработком людей без определенных занятий. Одна – две пустые бутылки, конечно, не бизнес, а вот триста – пятьсот штук уже деньги приличные.
Лесовоз работал из порта «Ольга» всю зиму. Бутылки из-под пива копились очень быстро. В поселке пустую тару сдать проблематично. И Валентин, уже как штатный артельщик решил проблему через свою любовницу, красивую женщину, заведующую столовой, расположенную прямо над портом. Деньгами она за пустые бутылки рассчитаться не могла. Видно, не было у нее таких полномочий. А вот товаром из буфета столовой получилось. Сдав бутылок на сто рублей, Валентин взамен получил болгарские сигареты на эту же сумму, которые и раздал экипажу. Каждому вышло по блоку, то есть по десять пачек. Пачка болгарских сигарет тогда стоила тридцать пять копеек. После заливного из курицы на завтрак, это был второй шокирующий момент в жизни моряков. Такого не было никогда от слова «совсем». Только очень порядочный человек может легко отказаться от месячного оклада, который уже в его кармане, в пользу экипажа. И это при том, что человек эти бутылки собирал, укладывал в мешки – ящики, складировал и вывозил в пункт приемки, то есть работал. Когда артельщиком был боцман Толя Крутько, то он подряжал на эту работу матросов, которым после сдачи бутылок в базовом порту отдавал бутылку водки за пять рублей.
Это все предыстория. Так сказать моменты, которые характеризуют человека. Из которых понятно, что из себя человек представляет. Так вот, время незаметно подкатило к лету. Второй радист, как и планировал, собрался в отпуск. И вот тут то выползла проблема. Радистов в пароходстве всегда было с избытком. Так что замена пришла по первому требованию. Сменщик принял у радиста дела, а вот сдать артелку Валентину было некому. Никто не хотел взваливать на себя неблагодарный труд. Тем более по усиленному графику работы.
Стоянка задерживалась по причине прохождения техосмотра машинами – лесовозами. Такое по весне случалось регулярно. Валентин появляется утром на судне, выдает продукты, и снова уходит в поселок. Так долго продолжаться не может. К выходу судна в рейс надо решить проблему. Капитан наезжает на старпома. Мол, если не можешь найти артельщика, не можешь никого заставить, то принимай сам. Кстати, из – за этой проблемы с артелкой старпом Юра Попков получил от капитана отрицательную характеристику и задержался в старпомах еще на три года.
Стоянка продолжается. Вялая погрузка идет с колес. Два – три лесовоза в сутки. Второй радист уже исключительно в роли артельщика. Его каюта на палубе мостика. Это два этажа от палубы столовой и кают – компании. Время семь вечера, народ смотрит футбол в кают – компании, в которой курить категорически запрещено. И чтобы не отрываться от интересного матча, моряки курят в коридоре, открыв настежь дверь в кают – компанию. Появился капитан. Спросил радиста. У него закончились сигареты. В местах общего пользования радиста нет. Капитан пошел к радисту в каюту. Через пару минут моряки стали свидетелями очень крутой сцены. Перепрыгивая через две ступени, словно мастер спорта по бегу с препятствиями, капитан подобно ветру пронесся по крутым судовым ступенькам. Через секунду он миновал вахтенного у парадного трапа и оказался на берегу. С отрывом в три метра за ним несся второй радист. Никто ничего не понял. Через пять минут, не догнав капитана, радист поднялся на борт и молча ушел в свою каюту. А через полчаса приехала милиция и арестовала Валентина.
Все оказалось довольно просто и обыденно. Поздний вечер, радист одетый спит на диване. На столе стоит открытая бутылка пива. От голоса капитана Валентин не проснулся. Тогда капитан взял эту начатую бутылку и стал лить пиво на лицо радиста. Тот открыл глаза, понял всю мерзость происходящего и кинулся мгновенно на обидчика. Взращенная веками еврейская осторожность спасла капитана. В свои неполные пятьдесят лет он проявил отличные спринтерские качества. За пять минут проскочил расстояние между двумя палубами, парадный трап и двести метров до проходной, откуда и вызвал наряд милиции.
Валентин отсидел сутки в камере местной милиции. Когда появился, вопрос был решен. Автор этого рассказа принял у радиста артелку под честное слово старпома о предоставлении через месяц замены. Я тоже собрался летом в отпуск.
А дальше на меня свалилась неприятность морального плана. Артелку хозяйственная комиссия приняла у второго радиста по всем ревизоровским правилам. Каждый продукт «пробили» отдельно. По общему итогу экономия была в сто рублей, которую и оприходовали. А те продукты, которых по факту не хватало перевели в недостачу. Вместо ста рублей экономии, получилось сто рублей недостачи, которые и удержали с Валентина. На все это радист ни сказал ни слова. Подписал нужные бумаги и покинул борт судна. Лично я мог не подписывать явную залипуху во вред человека, но подписал. Моя то подпись была основной. Не поставь я свою подпись, и ни какого удержания не было бы. До сих пор каюсь за совершенную подлость. Через полтора месяца я тоже списался. И меня слегка оправдывает то, что я не нарушил традиции положенные вторым радистом. Я продолжал кормить экипаж так же, как и он, хорошо. И это меня слегка успокаивает. Да и по морально – деловым качествам я все же ближе к простому советскому народу, чем этот молодой парень. Однозначно не подхожу под определение аристократ духа.
Ольгинские милиционеры отправили бумагу в отдел кадров пароходства. А там разборка быстрая, но не жестокая. При хорошей раскрутке дела все для радиста могло закончиться гораздо хуже. А его всего на год лишили работы на судах заграничного плаванья. Валентин уволился. Перешел работать в научный флот. Мы с ним пересеклись на торговой базе через год. Он и на научных судах рулил питанием экипажа. Он ничего не сказал, просто кивнул и отвернулся. Ничего в этой жизни не забывается. За все надо платить.
За сорок три года работы на судах торгового флота, я не помню случая, чтобы на капитана даже замахивались. Посылать посылали. Не без этого. Я тоже как то капитана Анасенко после шестимесячного контракта на балкере «Кооперация» обозвал козлом, но это уже было на берегу. А вот так, чтобы гнать заслуженного капитана, кавалера «Трудового Красного Знамени», ордена «Знак почета» и кучи юбилейных медалей почти через весь порт на виду экипажа и портовиков, такого не было.
Аристократ духа – это не тот, кто одет, как денди лондонский. Для меня это те люди, которые не способны на подлость. Это те, кто на войне добровольно остается прикрывать товарищей, идя на верную смерть. Это те, кто под пытками не отказался от ВЕРЫ, не снял с шеи крестик, который получил при Крещении. Как пограничник Евгений Родионов, принявший мученическую смерть в 19 лет. Это те люди, которые никогда не смогут предать или нажиться на чужом горе. Это люди с очень высоким чувством собственного достоинства.
Аристократов духа очень мало, их почти не видно, но они моральные ориентиры любого общества.
С уважением к читателям и подписчикам,
Виктор Бондарчук