Из ВК паблик "Новый летописецъ"
Есть во Ляхах шляхтич гоноровой, пан Ондрей по реклу Сапковской. Подвизался ен во делах купецких, инда лет на старости испытал во деснице зуд нестерпимой, а и во серце такоже. По сему же сотвори ен сказки презабавныя о Геролде, ведьмаке седовласом. Инда зело ведьмак сей есть неумелой, ибо коровы чрез топор не доит, залома на полях не крутит, в место же чуд-юд всяческех во капусту рубати, сирых да убогех ото неправды обороняет да ворожеи-чародейки охмуряет. В опчем, коли у тя кишку скрутило, аль теляти ся не родит, аль разлучница-лиходейка мужа свела, к ведьмаку такому не ходи, инда ся обрати ко специалисту квалифицированному. На пример ко бабе Агафье. Баба Агафья, сто два Купалы на рынке чародейских услуг. Баба Агафья, от Клещеевки сто шагов на полунощь во Гиблую Топь, оттеда полверсты в лево до Висельного Дуба, там спросить лешего. Баба Агафья, кушает, искупавши добра молодца. Баба Агафья: порча и точка!
Сии же сказки писаны преловко и зело по нраву пришли ся како во Ляхех, тако же и на Руси, и во краех иных. От сего же и вывод, што порою и с ляха польза бывает. Ратника чешскаго Иосифа Швейкова перефразируя: иной лях и не виноват в том, што он лях. Да и иной чех в том, што он чех не виноват тако же. Сие по-учёному именуе ся интернационализьм.
Во сказке же сей забавной зело вси зАморозку велия ся убояли, Белым Хладом рекомаго. Ибо рекла ельфика премудрыя Итлинна, яко наступит де век Меча и Топора, век Волчьей Пурги. Придет Час Белого Хлада и Белого Света. Час Безумия и Час Презрения, Tedd Deireadh. Час Конца. По сему же зело хвалили пана Сапковскаго, мол глянь како складно выдумал.
Инда случи ся же тако, што избрали ляхи собе правители зело премудрыя, кои землю Ляшскую до процветания велия довели. Дабы же люд от процветания сего вовсе не издох, дозволили ему володыки те хворост да валежник по лесам сбирати. Нонче же круль ляшской Дудак совет дал розумный, в зиму избы утепляти. Да токмо совет то ен дал, а грошей нет, от чего ляхи ужо и што есть кизяк разузнали, и на вечах цифирных, форумами рекомых, обсуждают составы евонныя, бленды по ученаму. При сём же и круля Дудака словом ласковым помянуть не забывают.
Сие же к слову дивно вельми. Аль не сказывали люди знающи, што во Эуропах реки кисельны меж брега молочныя текуть, по улицам куры жарены бегають с гуся величиною, а у золотаря распоследнего заработок таков, што стол имае како со самобранной скатерти, во терему с тремя уборными живёт и по свету путешествует аки Афанасий сын Никитин со Синдбадом-мореходом купно. Како же так вышло, што люд столь зажитошный от цены на топливо воет да стенку собе утеплити ему во тягость? Видно зело на путешествия поистратили ся, инаго объяснения несть.
Как бы то оно ни было, инда выходит по сему, што пана Сапковского сказки и не сказки вовсе, ино быль да грядущего предсказание. Белый Хлад ужо близко. Што же до падальщиков, гнильцов, утопенцев да прочих упырей, так их во земле Ляшской и вовсе безщисла, токмо гнездятся не во лесах-болотах, инда во градах да весях, площади главныя предпочитаючи. Всего же боле во граде Варшаве на Вейской улице - тамо вовсе кишмя кишат. Чрез сих же эхинацей во земли Ляшкския Белый Хлад то и пришед, иного повода ко сему и не было.
Инда во книге сей мудрой и средство указано, како печали той избегнути. Надобно кметам ляшским солтыса подговорити и чеканной монетою ведьмаку доброму уплатити, дабы те гнездилища поганыя дотла разорил. Чрез то же вмиг и топливо подешевеет и Белый Хлад отступит, и даже кизяк ся не понадобит. Токмо дело сие поспешное, ибо гнильцы да падальщики ляшския зело деятельны и не токмо ляхев, ино весь свет ужо зело притомили. Как бы по них ведьмаки школы Медведя бесплатно не пришли.