Приветствую на канале, друзья!
Сегодня я подготовила для вас рассказ о талантливой художнице, внесшей огромный вклад в развитие камнерезного дела России. Надеюсь, вы с ней знакомы, а если нет - присаживайтесь поудобнее и открывайте для себя новое имя.
Наталья Бакут – автор знаменитого иркутского Бабра, художник-камнерез с большим количеством наград, создатель иркутской камнерезной школы и идейный вдохновитель конкурса ювелирного и камнерезного искусства "Серебряный бабр". Художник, входящий в пятерку лучших камнерезов мира.
И, конечно же, Мастер с большой буквы.
Биография
Наталья родилась в 1958 году в Калининграде.
Лепить ей нравилось с детства. Благо, родители девочки поддерживали творческое развитие ребенка и были не против ее увлечения. Поэтому Наталья закончила среднюю художественную школу им. Иогансона при институте им. Репина Академии художеств СССР в Ленинграде.
После выпуска некоторое время Наталья работала преподавателем скульптуры в Иркутском художественном училище, параллельно пробуя заниматься разными видами творчества. Что-то не пошло (например, деревообработка), а к чему-то не лежала душа.
Потом Наталья Алексеевна переехала в Санкт-Петербург. Устроилась на работу в известную фирму "Русский витязь", где создавала формы для исторических оловянных миниатюр. Но все изменил случай.
Однажды к ней заглянул знакомый по Иркутску геолог Валерий Крюков. Он вдохновенно рассказывал об изделиях из камня и конкурсе "Ювелирный Олимп". Пригласил посетить выставку, где была представлена его скульптура "Домовёнок". И Бакут приняла приглашение.
Любовь с первого и второго взгляда
Выставка настолько впечатлила Наталью, что она поняла: вот её призвание!
Поняла она и то, что увлек её не только камень, но и давний знакомый-геолог.
Камень меня захватил. И Валера. Это случилось практически одновременно
Первые пробы материала случились в Петербурге. Азы работы с камнем она получила от камнереза Сергея Фалькина - буквально два месяца ушло на то, чтобы понять основные моменты.
В 2000 году Наталья вернулась в Иркутск и занялась глиптикой – искусством резьбы по твердым цветным видам камня (агат, нефрит, хрусталь, лазурит и др.).
Камень меня привлек тем, что в отличие от бронзы, у него есть цвет, с которым можно играть, энергетика у камня особая.
Вместе с супругом Валерием (пара не только поженилась, но и обвенчалась) Наталья открыла собственную камнерезную мастерскую в Иркутске, набрала учеников и вместе с ними совершенствовала свои навыки.
Договорившись с питерскими камнерезами Фалькиным, Левенталем, Попцовой и мастерской "Каменный гость", Наталья возила на обучение своих учеников.
Больше всего я люблю изображать людей. Это интересно. А животных я просто люблю. Вырезать животных из камня – это так, расслабиться
Неведома зверушка
На входе в исторический квартал Иркутска установлена скульптура Бабра. Это мифическое животное венчает герб самого города и всего Приангарья. Его происхождение остаётся загадкой, как и возникновение названия.
Одни считают, что лексема заимствована из языка саха, в котором она использовалась для обозначения тигра.
Другие же полагают, что мифическое животное появилось благодаря ошибке.
26 октября 1790 года императрица Екатерина Вторая утвердила герб Иркутска с изображением тигра с соболем в зубах. В аннотации было сказано: "В серебряном поле щита бегущий тигр, а в роту у него соболь (старый герб)". Пояснение в скобках свидетельствует о том, что символ создан на основе ранее существовавшего образа бабра.
В 1878 году уже Александр II утверждал скопом 46 гербов территорий Российской империи. Среди них было и описание иркутского герба со словом “бабр”, а не “тигр”. Неизвестный чиновник решил, что в слове допущена ошибка и исправил “а” на “о”. Так до царя дошло написание "бобр", которое он и утвердил.
По какой-то причине художник, занимавшийся визуализацией, наградил изначально существующего тигра бобровым хвостом и перепончатыми лапами. Именно это животное и увековечено на гербе Иркутска.
Идея создания скульптуры с главным символом города возникла в 2011 году. Разработать бабра первоначально поручили известному скульптору Даши Намдакову, но городским депутатам не понравилось его детище.
За основу по результатам конкурса среди иркутских авторов приняли проект скульптора Натальи Бакут и архитектора Ольги Смирновой.
Сначала модель бабра Натальи была копией животного с первого герба города – обычного тигра с длинным хвостом. "Я чувствовала, что не это символ современного Иркутска" - отмечает художница, поэтому она продолжила творческие поиски.
Властями города была поставлена задача: сдать работу через год, к юбилею области. Ближайшая от Иркутска литейная мастерская находилась в Улан-Удэ, поэтому работа над памятником шла в двух городах. Наталья Бакут отправилась в столицу Бурятии с метровым макетом Бабра из пластилина.
При создании памятника я допустила две вольности. Во-первых, я убрала перепонки между пальцев. Во-вторых, я сделала соболя в зубах Бабра живым. В описании герба не прописано, живой он или мертвый, и я подумала: зачем нам тушка мертвого животного в центре города?
Создание памятника - процесс длительный и сложный. Для изготовления полноразмерной фигуры из Санкт-Петербурга привезли пять тонн глины. С глиняной фигуры был сделан резиновый слепок, а затем создана восковка с каркасом. Только после этого был отлит бронзовый памятник.
Высота иркутского бабра – 3,65 метра, ширина – 4 метра. Его примерная стоимость 8 миллионов рублей.
Творческое наследие
Наталья Бакут и Валерий Крюков помимо камнерезной мастерской создали ассоциацию "Союз камнерезов и ювелиров Байкальского региона". В ее состав вошли Дмитрий Константинов, Александр Белобородов, Павел Алиев, Александр Смирнов.
Также Наталья стала идейным вдохновителем конкурса профессионального мастерства "Серебряный Бабр", который проходит в рамках выставки "Байкальский ювелирный салон". Конкурс задумывался как региональный (для специалистов Сибири), но после прекращения существования "Ювелирного Олимпа" эстафету перехватил Иркутск. Проводится он с 2018 года. Победителям вручают статуэтку в виде главного символа мероприятия.
"Серебряный Бабр" набирает обороты, в нем стали участвовать не только российские мастера со всей страны, но и камнерезы и ювелиры из-за рубежа.
Думаю, не стоит подвергать сомнению тот факт, что именно усилиями Натальи Иркутск стал одним из центров камнерезного промысла России.
Награды и достижения:
В 2007 году работы мастерской, представленные на конкурсе "Ювелирный Олимп", заняли три призовых места из четырех.
В 2009 году Наталья награждена орденом А.К. Денисова-Уральского за выдающиеся заслуги в сохранении и развитии лучших традиций российского камнерезного искусства.
В 2010 году художница награждена орденом Михаила Перхина.
Наталья Баку является членом Союза художников России.
Кроме скульптуры бабра в Иркутске есть ещё один памятник авторства Натальи. Это "Айболит", установленный у ветеринарной клиники по улице Красноказачьей:
А для бурятского курорта Аршан Наталья в соавторстве с мужем и учениками из мастерской по эскизу cкyльптopа Цыдeнжaпа Цыжипoва вырезала статую "Белый старец" - это фигура дpeвнeгo дoбyддийcкoгo бoжecтвa, бoгa-xpaнитeля acтpoлoгии, дoмaшнeгo oчaгa и плoдopoдия:
К сожалению, Наталья Бакут ушла из жизни на 65-м году жизни в июле 2022 года. Но она успела внести значительный вклад в развитие камнерезного промысла, и я уверена, что ее дело будет жить. А мы должны помнить эту удивительную художницу, влюбленную в камень и жизнь.
В отличие от многих меня никогда не покидало ощущение счастья, даже в самые сложные моменты. Счастлива от того, что удалось закрепить за Иркутском статус сибирской камнерезной и ювелирной столицы. Сейчас главное, чтобы наше дело продолжалось и после нас.