Найти тему
Любопытные истории

Грамотность и интеллигентность

Начну с того , что мне встретилась статья Александра Раппопорта.

Цитирую :

" В одном месте граматика цивилизации" Фернан Бродель заметил, что рост грамотности в СССР шел параллельно с исчезновением интеллигентности. Как же объяснить этот странный парадокс?

На мой взгляд , одно из объяснений может указывать на неосозноваемый показатель предела.

Грамотность, постигалась через усвоение алфавита и языка, чтения и письма.

Интеллигентность же определяется диапазоном внутренних обязательств, т.е совестью и нравственностью - которая в азбуках сводиться лишь к паре пословиц.

Вся драма преодоления примитивной логики и обретения вкуса к критике и самокритике остается вне простой грамотности и вообще формируется параллельно грамотности - в сфере рефлексии самоосознания и его нормативных обязательств."

Как думаете, что имел ввиду Раппопорт?

Он же сформулировал свои мысли на бумаге. Т.е это его волновало .

И второй момент : а сколько людей, вообще сегодня задумываются о том, что такое "рефлексия самоосознания"?

И вторая цитата : " Такого рода критицизм опирается не только на опыт чтения , пусть даже философской литературы, но и на выяснение индивидуальной эстетической оценки смыслов прочитанного и соответственно написанного"

Тот же автор, А.Раппопорт.

По моим наблюдениям это вопрос прежде всего чистоты и качества восприятия и оценки окружающего мира.

А в этом процессе задействованы не только интеллектуальные возможности или просто факторы образования.

Био - химия головного мозга у людей - РАЗНОГО КАЧЕСТВА , с этого уровня надо начинать.

Продолжу цитировать :

" Интеллигентным можно считать, не того, кто умеет читать, а того кто критически рассматривает смысл написанного.

Такого рода критицизм опирается не только на опыт чтения , пусть даже философской литературы, но и на выяснение индивидуальной этической или эстетической оценки смыслов прочитанного (соотвественно написанного). Но кретерии таких оценок, не сопровождают любой текст, кретерии эти хранятся в совсем других сегментах памяти и норм поведения , а именно самостоятельного и независимого мышления и переживания ."

Т.е автор отмечает падение способности самостоятельно и независимо мыслить у интеллигенции, несмотря на рост грамотности и численности. Не только отклонения в "рефлексии самоосознавания".

Но можно ли такое состояние назвать необратимым процессом для большинства людей? А саму тенденцию устойчивой?

Когда проблема сформулированна - она наполовину решена. А это действительно проблема. И с этим нужно и можно работать.

Художник Катрин Велз  Стэйн
Художник Катрин Велз Стэйн