Найти тему
ЮРИСТ Сагитов

Два железных аргумента при ДТП во время перестроения: ГИБДД такое не примет

Оглавление

Одним из наиболее частых манёвров водителей во время движения является перестроение. Казалось бы, ничего сложного, но при совершении этого манёвра создаётся множество аварийных ситуаций, которые иногда приводят к ДТП.

фото из открытого источника ИТКС интернет
фото из открытого источника ИТКС интернет

Посмотришь порой на поведение водителей на дороге и диву даёшься, - Неужели в автошколе не объяснили, что так нельзя делать и к чему это может привести?

Перестроиться из одной полосы движения в другую можно двумя способами: с включённым "поворотником" и с выключенным. Когда я говорю "можно" я не имею ввиду "разрешено законом". Что касается перестроения без подачи сигнала световыми указателями поворота (так по закону называется включение "поворотника"), то тут всё очевидно. Так делать нельзя. Но кто же прав, если перестраивающийся автомобиль включал "повортник", но ДТП избежать не удалось?

Вот она, та классическая ситуация № 1 с перестроением. Многие водители прекрасно знают как надо перестраиваться. Но, как показывает практика, знают об этом не все. Давайте вспомним как же правильно перестраиваться ва данном случае. / изображение из открытых источников ИТКС интернет /
Вот она, та классическая ситуация № 1 с перестроением. Многие водители прекрасно знают как надо перестраиваться. Но, как показывает практика, знают об этом не все. Давайте вспомним как же правильно перестраиваться ва данном случае. / изображение из открытых источников ИТКС интернет /

№ 1

Аргумент первый

После ДТП, если оно не повлекло серьёзных последствий, оба водителя обычно выходят из автомобилей и начинают выяснять кто прав, кто виноват. Первый "железный" аргумент у водителя, который совершал перестроение такой "Я же включил "поворотник"! Я тебя предупредил, что буду перестраиваться.".

Далее пытавшийся перестроиться водитель обычно заявляет, что его было хорошо видно и, что он всё сделал по правилам.

Аргумент второй

Другая категория водителей в подобной ситуации предъявляет второй аргумент и звучит он так "Я ехал справа и должен был меня пропустить". Для них правило "правой руки" незыблемо и действует безоговорочно в любых дорожных ситуациях.

Давайте же посмотрим, что говорит закон по этому поводу. А основной закон в данном случае - это правила дорожного движения (ПДД).

ПДД - утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. № 1090 "О Правилах дорожного движения"

Что говорят правила

Разъяснения по данному вопросу можно найти в пунктах 8.1. и 8.4. ПДД

И так, в абзаце первом п. 8.1. указано "Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой."

То есть, подача сигнала световыми указателями поворота ("поворотниками") является обязательной. И никакое правило "правой руки" тут не действует.

Далее, в п. 8.4. ПДД говорится "При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.".

Это означает, что включение "поворотника" не даёт никакого преимущества при перестроении в данном случае. Это не уведомление, а просьба и привлечение внимания. Перестраивающийся автомобиль обязан пропустить всех, а потом перестроиться, не создавая помех.

Схожая ситуация с перестроением № 2, но тут уже перестраиваются два автомобиля, движущиеся в попутном направлении по разным полосам. Есть существенное отличие от ситуации, рассмотренной выше. / изображение из открытых источников ИТКС интернет /
Схожая ситуация с перестроением № 2, но тут уже перестраиваются два автомобиля, движущиеся в попутном направлении по разным полосам. Есть существенное отличие от ситуации, рассмотренной выше. / изображение из открытых источников ИТКС интернет /

№ 2

Аргумент тот же, но он правильный

При возникновении ДТП в случае одновременного перестроения двух транспортных средств действует правило "правой руки". И об этом чётко написано в правилах, а именно в п. 8.4. ПДД.

Включение "поворотника" при совершении данного манёвра остаётся безусловным требованием. Но, в п. 8.4. ПДД также указано следующее "При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа."

Тут, как говорится "Без комментариев" - кто справа, тот и прав.

P.S.

В подобных ситуациях лучше не доказывать свою правоту на дороге, а уступить. Мало ли, другой водитель может и не знать правил, и задуматься и отвлечься.

© Сагитов Д.А., 2022 г.