Зачем знать вид, возвратность и переходность глагола?
‼️Для успешного решения 2 задания ВПР (кстати, начиная уже с 6-го класса) нужно знать эти характеристики (если попадется глагол). Вид, возвратность, переходность вместе со спряжением составляют постоянные признаки глагола (те, которые есть у любой формы глагола, в т.ч. у инфинитива).
‼️Для успешного выполнения 5 задания ОГЭ нужно хотя бы примерно представлять, какие морфологические характеристики есть у каждой части речи, чтобы не попасться на что-то по типу: "МОРОЗИТЬ - в возвратном глаголе II спряжения в инфинитиве всегда пишется -ИТЬ".
‼️Для успешного выполнения 8 задания ЕГЭ важно уметь анализировать время и вид представленного глагола (если этих глаголов, конечно, больше одного).
Итак, возвратность, переходность, вид:
✏Глагол возвратный, если есть постфиксы -СЬ, -СЯ:
📍УмытьСЯ, одетьСЯ, приклеитьСЯ -> возвратные;
📍Есть, спать, гладить -> невозвратные.
🚩Здесь и далее под этим значком будут предлагаться фразы для запоминания постоянных признаков глагола:
Глагол возвратный на месте,
Если -СЬ и -СЯ с ним вместе.
✏Глагол переходный, если к нему можно приклеить любое существительное в В.п. без предлога (необязательно это существительное должно быть в предложении, но чаще оно присутствует):
📍Пить (что?) воду, мыть (что?) тарелки -> переходные;
📍Спать, мириться -> непереходные (никакое существительное в В.п. приделать не сможем).
📍Что-то шумит? Я не слышу.
У глагола "слышу" в предложении нет зависимых слов, НО мы можем приклеить к нему ЛЮБОЕ существительное в В.п. без предлога ("слышу музыку", "слышу голос" и т.д.), то есть "слышу" - переходный.
🚩Переходный глагол охватила тревога:
Где винительный падеж без предлога?
✏Глагола совершенного вида, если отвечает на вопрос "что сделать?" ("что сделаю?", "что сделаешь?" и т.д.), несовершенного - "что делать?" (и ему подобные):
📍"что сделать?": снять, спеть, смыть -> совершенный вид;
📍"что делать?": сидеть, поедать, засыпать -> несовершенный вид.
🚩Здесь можно обойтись самим словом "совершенный" и вопросом этого вида:
✒Совершенный вид -> вопрос "что Сделать?".
"Несовершенный" начинается не с С, и в вопросе ее нет:
✒несовершенный вид -> "что делать?".
✏В 8 задании ЕГЭ может присутствовать следующий тип ошибки: "нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм".
Что это значит? Рассмотрим следующее предложение:
📍[Уложив все вещи, я взял тяжелый чемодан с большой синей ручкой, (которую специально приделал дед), и выхожу на улицу], (где с мрачным видом меня ждет Вася).
*Предложения в 8 задании занимают несколько строк. Почему? Если они будут короткими, ошибку будет слишком легко усмотреть.
♦️Сначала ищем грамматические основы! Выбираем действующих лиц и их действия (или характеристики): "я взял и выхожу", "дед приделал", "Вася ждет".
♦️У нас три простых предложения;
*Границы помечены скобками в примере. Если вам непонятно, почему скобки отличаются друг от друга, не берите в голову: для ЕГЭ это практически не имеет значения. Важно найти границы предложений!
*Внутри одного разместилось второе: для придаточных определительных это нормально.
♦️Выбираем ту основу, в которой сомневаемся: "я взял и выхожу".
Я (что сделал?) взял (прош.вр., сов.в.) и (что делаю?) выхожу (наст.вр., несов.в.).
У сказуемых не совпадает время и вид. Ошибка найдена!
#впр #впрпорусскомуязыку #огэ #огэпорусскомуязыку #егэ #егэпорусскомуязыку
Заинтересовала статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Если что-то осталось непонятно или требуется помощь по русскому языку (литературе) - свяжитесь со мной через социальную сеть "ВКонтакте"!