Найти тему

8 задание ЕГЭ, 5 задание ОГЭ. Возвратность, переходность, вид. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм🔮

Зачем знать вид, возвратность и переходность глагола?

‼️Для успешного решения 2 задания ВПР (кстати, начиная уже с 6-го класса) нужно знать эти характеристики (если попадется глагол). Вид, возвратность, переходность вместе со спряжением составляют постоянные признаки глагола (те, которые есть у любой формы глагола, в т.ч. у инфинитива).

‼️Для успешного выполнения 5 задания ОГЭ нужно хотя бы примерно представлять, какие морфологические характеристики есть у каждой части речи, чтобы не попасться на что-то по типу: "МОРОЗИТЬ - в возвратном глаголе II спряжения в инфинитиве всегда пишется -ИТЬ".

‼️Для успешного выполнения 8 задания ЕГЭ важно уметь анализировать время и вид представленного глагола (если этих глаголов, конечно, больше одного).

Итак, возвратность, переходность, вид:

✏Глагол возвратный, если есть постфиксы -СЬ, -СЯ:

📍УмытьСЯ, одетьСЯ, приклеитьСЯ -> возвратные;

📍Есть, спать, гладить -> невозвратные.

🚩Здесь и далее под этим значком будут предлагаться фразы для запоминания постоянных признаков глагола:

Глагол возвратный на месте,

Если -СЬ и -СЯ с ним вместе.

✏Глагол переходный, если к нему можно приклеить любое существительное в В.п. без предлога (необязательно это существительное должно быть в предложении, но чаще оно присутствует):

📍Пить (что?) воду, мыть (что?) тарелки -> переходные;

📍Спать, мириться -> непереходные (никакое существительное в В.п. приделать не сможем).

📍Что-то шумит? Я не слышу.

У глагола "слышу" в предложении нет зависимых слов, НО мы можем приклеить к нему ЛЮБОЕ существительное в В.п. без предлога ("слышу музыку", "слышу голос" и т.д.), то есть "слышу" - переходный.

🚩Переходный глагол охватила тревога:

Где винительный падеж без предлога?

✏Глагола совершенного вида, если отвечает на вопрос "что сделать?" ("что сделаю?", "что сделаешь?" и т.д.), несовершенного - "что делать?" (и ему подобные):

📍"что сделать?": снять, спеть, смыть -> совершенный вид;

📍"что делать?": сидеть, поедать, засыпать -> несовершенный вид.

🚩Здесь можно обойтись самим словом "совершенный" и вопросом этого вида:

✒Совершенный вид -> вопрос "что Сделать?".

"Несовершенный" начинается не с С, и в вопросе ее нет:

✒несовершенный вид -> "что делать?".

✏В 8 задании ЕГЭ может присутствовать следующий тип ошибки: "нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм".

Что это значит? Рассмотрим следующее предложение:

📍[Уложив все вещи, я взял тяжелый чемодан с большой синей ручкой, (которую специально приделал дед), и выхожу на улицу], (где с мрачным видом меня ждет Вася).

*Предложения в 8 задании занимают несколько строк. Почему? Если они будут короткими, ошибку будет слишком легко усмотреть.

♦️Сначала ищем грамматические основы! Выбираем действующих лиц и их действия (или характеристики): "я взял и выхожу", "дед приделал", "Вася ждет".

♦️У нас три простых предложения;

*Границы помечены скобками в примере. Если вам непонятно, почему скобки отличаются друг от друга, не берите в голову: для ЕГЭ это практически не имеет значения. Важно найти границы предложений!

*Внутри одного разместилось второе: для придаточных определительных это нормально.

♦️Выбираем ту основу, в которой сомневаемся: "я взял и выхожу".

Я (что сделал?) взял (прош.вр., сов.в.) и (что делаю?) выхожу (наст.вр., несов.в.).

У сказуемых не совпадает время и вид. Ошибка найдена!

-2

#впр #впрпорусскомуязыку #огэ #огэпорусскомуязыку #егэ #егэпорусскомуязыку

Заинтересовала статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Если что-то осталось непонятно или требуется помощь по русскому языку (литературе) - свяжитесь со мной через социальную сеть "ВКонтакте"!