Найти тему
Balkan Family

Район Бембаши в Сараево: козий мост в виде батута, бассейны питьевой воды, кафана с танцами армянских девушек и боснийский кофе

Сегодня у нас рассказ о Бентбаше или Бембаше или Бембаши — районе Сараево рядом со Старым городом и рекой Миляцка.

Все когда-то началось с Иса-бей Исаковича (как только не перевирали его имя на русском, но звали его именно так, а никак не иначе). Красавец-мужчина, опытный военачальник, преданный друг султана и мудрый правитель. Блестящая военная карьера помогла ему получить место санджак-бея Скопье, а затем вырасти до санджак-бея новообразованной провинции Боснии.

Санджак — административная единица в Османской империи. Во главе санджака стоял санджак-бей (губернатор).

В 1461 году Иса-бей Исакович основал Сараево на месте бывшего боснийского городка Врхбосны. Выстроил важные объекты: мечеть, крытый рынок, общественную баню, постоялый двор, и, конечно, дом губернатора — «сарай».

В том же году Иса-бей Исакович основал город Нови-Пазар в Сербии и продолжил застраивать Скопье. Современники Иса-бея, жители его городов, высоко ценили его вклад в строительство огромного количества образовательных, культурных, социальных, здравоохранительных и религиозных учреждений.

Вернемся к Бентбаше. Под этим названием место известно с 1462 года. Прежде здесь располагалось село Бродац, которое приглянулось Иса-бею. Воздвигнув вокруг него город, Иса-бея в подарок жителям села подарил дома в селе Хранчич (сегодня это село Храсница). И пока Сараево еще только строилось, в будущем район Бентбаши уже работали мельницы и постоялые дворы Иса-бея.

-2

Следующая интересная личность — Михаил Латас. Его вклад в это место не так велик, но интересен. Именно он распорядился установить здесь мост, сделанный из овечьих шкур. Говорят, что он был надут воздухом – как бы батут из овечьих шкур, соединяющий два берега.

Михаил Латас был личностью неоднозначной. Родился он сыном младшего офицера австрийской армии, серба по национальности. Проработал целый год учителем в школе и получил бесплатное место кадета в Задаре. Сразу же после окончания кадетской школы из-за отца был вынужден эмигрировать в Боснию (его отец получил принудительную отставку из армии за кражу, что означало конец военной карьеры для него и для его сына).

Михаилу пришлось искать работу. В Баня-Луке по рекомендации своего мусульманского начальника он принял ислам и взял имя Омер или Омар (стоит уточнить, что в тот момент принять ислам было не так просто, ведь мусульмане платили в казну меньше других, потому и перейти в ислам разрешали далеко не всем).

Через два года Михаил отправился в Видин и стал там учителем рисования для детей командира крепости, который был доволен его работой и рекомендовал Омара в Стамбул. С этой рекомендацией Омар стал первым преподавателем черчения в Османской академии Генерального штаба, а затем учителем наследника престола Абдулы Меджида. Следом попал в адъютанты к Хюсрев-паше, преобразователю турецкой армии, и в 1838 году вырос до полковника.

Остальное можно свести к следующему: несмотря на творческую натуру и страсть к рисованию, Михаил Латас (более известный уже как Омар Лютфи-паша), был жестоким военачальником, неприятелем дворянства и участвовал в Крымской войне, командуя турецкой армией на Дунайской линии. После ухода российской армии с Дуная, Омар-паша вместе с британскими и французскими союзниками принял участие в боевых действиях в Крыму. В конце января 1855 года он прибыл с 21 тысячью человек в Евпаторию, но здесь успехи его ограничились отражением штурма Евпатории в феврале 1855 года.

Лорд Раглан, Омер-паша и Пелисье под Севастополем в 1855 году
Лорд Раглан, Омер-паша и Пелисье под Севастополем в 1855 году

Кстати, писатель Иво Андрич в своем романе «Омер паша Латас» изобразил жизнь и деятельность Омар-паши во время войны в Боснии и Герцеговине.

Омара оставим в Евпатории и вернемся к Бентбаше. На месте чудного моста из шкур в 1793 году появился деревянный мост. Для строительства города использовали деревянные бревна, которые спускали вдоль по течению реки Палянска Миляцка — на мосту бревна выгружали и отправляли в город. Тут же работала точка продажи, трудились торговцы деревом известные как “томрукчие”, а рядом продолжали крутиться мельницы вплоть до 1875 года — целых 4 века со дня своего основания. Мельниц было много, поэтому горожанам приходилось строить плотины, чтобы как-то контролировать силу течения воды — воды в городе не хватало. Плотины выполняли двойную функцию, превращаясь в летнее время в бассейны, где можно купаться и стирать.

-4

На дворе 1884 год. На Земле наблюдают три солнечных затмения, европейские страны делят между собой Африку, а жители Сараево дивятся новому месту для отдыха и купания под названием «Да Риве», разбитому по решению Австро-Венгрии, которая теперь контролирует эти территории.

Дальше — больше. Начинается строительство дороги к Козьему мосту и появляется туннель. Кстати, с Козьим мостом связаны две запоминающиеся легенды.

-5

Первая рассказывает о нищем пастухе Мехо, который пас в этих местах своих коз еще до того, как появился сам мост. Чудаковатые козы часто задерживались в реке на одном и том же месте. Любопытство взяло верх, и пастух решил выяснить, в чем дело. Дойдя до горы камней, полюбившихся козам, Мехо обнаружил там клад с золотом. Счастливый, он потратил найденное золото на образование, благодаря чему изменил свою судьбу. Уже обогатившись, Мехо вернулся на это место и возвел тут мост.

По другой легенде, в деле замешаны два брата, тоже пастухи, которые часто переходили реку со своими козами, пока одна из них случайно не раскопала спрятанный клад. Сокровищ было так много, что один брат потратил их на строительство моста, а другой — на мечеть, которая украсила село Бистрик.

Как бы там ни было, позже по этому мосту начали проезжать новые визири, а безумные храбрые юноши прыгали с него прямо в мелкую речку, и, если выживали (посмотрите на фото выше, чтобы понять шансы на выживание), получали от визиря немного богатств. Подобные соревнования проводятся здесь и в наши дни.

-6

Но вернемся к месту отдыха и купания «Да Риве». Итак, на дворе уже 20 июля 1902 года, и здесь открывается здание Общественной или Народной бани — огромный бассейн, где можно было снова купаться и одновременно стирать белье и ковры благодаря проточной воде.

1933, место для купания местных жителей "Бенбаша"
1933, место для купания местных жителей "Бенбаша"
-8

Это было популярным местом отдыха горожан. Обратите внимание, что на пляже вместе отдыхают мужчины и женщины, все носят открытые купальники.

Во время Второй мировой бассейн был уничтожен. Реконструкции пришлось ждать полвека: появился новый бассейн, который наполняли водой из плотины при помощи насоса, фильтровали, а затем обратно сливали — получалось, что люди купались в питьевой воде.

Новые ремонтные работы застали Бентбашу накануне Олимпийских Игр в Сараево в 1984 году. Бассейн уже тогда не отвечал требованиям Олимпиады, а вода, используемая в нем, была питьевой, поэтому содержание такого места было дорогим удовольствием. Возможно, что именно этим объясняется запущенное состояние бассейна сегодня. Но рано или поздно и это место изменится к лучшему.

Не только купальнями известен район Бембаши. Именно тут почти пол тысячелетия назад открылась первая сараевская “кафана” — место, где мужчины пили кофе и обсуждали новости. Женщинам здесь нельзя было собираться, пускали только танцовщиц. Говорили, что в “Шабановой кахви”, а именно так называлось заведение, мужчины засиживались до зори, наблюдая танцы прекрасной армянской девушки. У кафаны было два этажа, а само здание держалось на “ногах”, возвышаясь над водой.

-9
-10

На другом берегу на нее глядела кафана “Бабича башта”, отсюда открывался фантастический вид на целый город. В 1952 году Тито решил, что территорию надо очистить от лишних зданий, и кафану снесли.

-11

Спустя несколько лет на ее месте появляется новое заведение, больше похожее на гостевой дом, проработавшее вплоть до Олимпийских игр.

Сегодня, если вы оказываетесь в районе Бембаши, то наверняка пойдете пить кофе по-боснийски, ведь это целый ритуал!

Для приготовления кофе берут джезву с умеренно зауженным горлышком (но не таким узким, как в восточных странах). В джезву заливают холодную воду и ставят на огонь, затем ждут, пока вода не начнет кипеть. Потом немного воды сливают, добавляют кофе мелкого помола, возвращают на огонь, и дают пенке подняться (иногда снимают, “успокаивают” и возвращают снова на огонь, и так пару раз).

Благодаря узкому горлышку джезвы такой кофе получается более крепкий, с насыщенным вкусом. Раньше в Сараево хорошим тоном считалось, когда каждому гостю варили кофе в отдельной джезве и подавали ее на стол.

-12

А как правильно подавать такой кофе? Его наливают в филджан — специальную индивидуальную посуду, похожую на чашу. Рядом с филджаном ставят стакан воды, сахар и рахат-лукум. Перед тем, как пить кофе, нужно закусить рахат-лукумом или прополоскать рот водой, чтобы затем сделать первый глоток кофе и прочувствовать всю полноту вкуса этого напитка. Кофе пьют медленно, но только пока он горячий. И запивают водой, чтобы помочь желудку переваривать такой крепкий напиток.

Ну, и как можно говорить о Бентбаше, не упомянув музыку! Одна из самых известных песен — “Kad ja pođoh na Bembašu…” и нам она особенно приятна в исполнении прекрасной Ядранки Стойакович.