Найти в Дзене
Киновед в штатском

Bad Russians: "Плохие русские" в Голливуде – с чего началось, во что выросло, чем успокоится?

Никому не хочется, чтобы его считали злодеем или даже просто плохим человеком, но массы склонны навешивать ярлыки. Это справедливо как для индивидуального подхода, так и для целых сообществ, наций, последователей определенной религии: считать всех мусульман террористами неумно, всех евреев алчными – недальновидно, а всех проживающих на территории бывшего СССР злодеями – неадекватно. Последнее, именно в разрезе кино, мне кажется особенно интересным – и у нас, и на условном Западе существует распространенное мнение будто в голливудских фильмах русские чаще всего показаны бандитами, злодеями, угрозой миру. Вы и сами легко можете назвать десяток "бэд рашнс" из американских боевиков. Но что стоит за этим стереотипом? Сегодня, в день 25-летия со дня премьеры фильма "Самолет президента" с очередным плохим русским на переднем плане, мне захотелось порассуждать на эту тему. Присоединяйтесь!

-2
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ

Архетипический злодей – одна из ключевых традиций Голливуда. Стандарты драматургии, заданные еще в середине прошлого века, успешно работают в кино до сих пор, и на примере злодеев это особенно заметно. Стандартный антагонист в боевиках, триллерах и драмах обычно не выходит за пределы шаблонов "психопат", "школьный хулиган", "безумный ученый", "коррумпированный политик". Уже в новом веке возник новый пласт антагонистов – условные "молодые технократы" типа Марка Цукерберга из "Социальной сети" Финчера, Лекс Лютор из комикс-вселенной Снайдера или персонаж Тайки Вайтити в недавнем "Главном герое". Но в стороне от этого стоят две крупные страты "злодеев", объединенных по совсем иным признакам – если хотите, но национально-географическим.

-3

Одна из этих групп, я коснусь ее вскользь – злодеи-мусульмане. "Мода" на них вполне объяснимо кратно выросла на фоне теракта в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года. В последующие годы резко выросло число антагонистов из числа выходцев с Ближнего Востока и в полнометражных фильмах, и на телеэкранах. Энтузиасты подсчитали, что в 2015-2019 годах 40% процентов ведущих персонажей с "восточной внешностью" в кино оказывались злодеями, а 55% так или иначе подвергались по сюжету насилию – последним, видимо, сублимировалось стремление западного обывателя отомстить восточному за рухнувшие башни-близнецы. Но давайте эту тему оставим на потом и перейдем к основному блюду.

-4

Так что там со "злыми русскими"? Окунемся в мутные воды истории. Несмотря на ряд точек напряжения, возникавших то там, то тут, до окончания Второй мировой войны Соединенные Штаты сложно было назвать геополитическим противником Советского Союза – размежевание случилось как следствие раздела мира после поражения гитлеровской Германии. Можно сказать, что Холодная война стартовала в день капитуляции Японии – в 1945 году. Ровно в это же время и Голливуд почувствовал себя мировым центром кино – еще бы, Европа лежала в руинах, Азии было не до развлечений, Латинская Америка только поднималась на ноги после эпохи колониального гнета. Кому, как не США, устанавливать новые стандарты жанров.

-5

Выход за пределы страны существенно расширил и круг потенциальных противников американских героев – и прежде всего врагами стали коммунисты, сила, с которой в США жестоко боролись не только в книгах, кино и комиксах, но и в реальной общественной жизни. Пропаганда в штатах открыто предупреждала о "красной угрозе", сторонников учения Маркса и Ленина преследовали в правительстве, образовании, науке, искусстве. Буря антикоммунистического движения стремительно перекинулась и на Лос-Анджелес, где начали снимать простые, но очень понятные "агитки" про злодеев с "красной окраской".

-6
Тут снова нужно сделать отступление, потому что первым фильмом о "плохих парнях" из КейДжиБи принято считать британского "Заговорщика" 1949 года. В нем главный герой, сотрудник английского генерального штаба, передавал секретные сведения шпионам из СССР, подрывая обороноспособность родины. Но поскольку Лондон – не Голливуд, мы оставим этот "антисоветский" дебют за скобками.
-7

Расцвет маккартизма (антикоммунистического движения в политике и общественной жизни США) ознаменовался сразу несколькими лентами, в которых русским была уготована роль злодеев. Яркий пример – драма "Мой сын Джон" 1952 года. Заглавного персонажа здесь подозревают в связях с коммунистами, которыми в Штатах, конечно, манипулируют "сталинские соколы". И если мать титульного Джона просто считает сына оступившимся недорослем, то отец грозит ребенку, связавшемуся с красными, физической расправой. Интересно, что реакция критиков на картину была неоднозначной, кто-то посчитал, что такая демонстрация гонений коммунистов приведет лишь к их ожесточению и росту привлекательности этой идеологии у молодежи.

-8

Следующей важной ступенью на пути возведения стены между коммунистической и капиталистической идеологиями стал фильм "Суд" 1955 года. В нем коварным сторонником идей Ленина выступил адвокат, для которого громкие судебные дела становятся лишь способом собрать средства для поддержания функционирования коммунистической антиправительственной ячейки. Негодяй берется защищать латиноамериканского юношу, обвиненного в насилии над белой девушкой, но уводит расследование и судебное разбирательство в выгодном для себя направлении. Заговор раскрыт, "правозащитник" отправлен в тюрьму, исполнитель роли получает "Золотой глобус".

-9

Впрочем, это оказалось всего лишь разминкой – столь прямолинейные сюжеты публику вскоре захватывать перестали, и авторам пришлось усложнять конструкции. К концу 1950-х отношение к коммунистам претерпело эволюцию, их перестали показывать в заведомо темном свете, искусство показать врага стало тоньше. И особенно отличился на этом этапе Альфред Хичкок со своим "На север через северо-запад". В отличие от предшественников, Хичкок придал своим персонажам объем и глубину – его прокоммунистически настроенные враги выглядят симпатичными, мотивирующими парнями, они уже не кажутся абсолютным злом, а главный герой, хоть и преследуется "красными", от своих спецслужб получает не меньше, чем от чужих.

-10

1960-е существенно изменили Голливуд, прежде всего не самыми впечатляющими Корейской и Вьетнамской кампаниями. Американцы вдруг начали задаваться вопросом – а что, если США не так уж и непогрешимы? Что если и Америка бывает неправа? Голливуд внезапно осмелел и принялся критиковать не только коммунистов, но и собственное правительство. "Маньчжурский кандидат", вышедший в разгар Карибского кризиса, показал, что сочетание внешнего коммунистического напора и внутреннего экстремизма ставит под угрозу жизнь и благополучие каждого американца. Главный фокус фильма Джона Франкенхамера кроется в том, что он показывает сторонний коммунизм и внутренний радикализм двумя сторонами одной медали. Тут есть над чем поразмыслить.

-11

На какое-то время в Голливуде даже возникла определенная разрядка – "злые русские" отступили под натиском "злых американцев". "Доктор Стрэнджлав" и "Русские идут! Русские идут!" сатирически высмеивают абсурд холодной войны и противостояние двух мировых идеологических полюсов. Становилось понятно, что угроза ядерного противостояния превратилась в рутину и перестала по-настоящему тревожить, а враг, которого так усердно малевал черным Голливуд, так и остается на своей территории, не особенно претендуя на новый мировой конфликт. Что в таком случае делать? Понятно что. Одерживать победы на экране, а не в реальности.

-12

С середины 1970-х и почти до конца ХХ века русские в голливудском кино стали не просто злодеями, а злодеями эталонными. Иван Драго в "Рокки 4" и Виктор Роставили в "Красной жаре", Ксения Онатопп в "Золотом глазе" и Егор Коршунов в "Самолете президента", советские солдаты в "Красном рассвете" и матросы в "Охоте за Красным октябрем" – это уже не карикатурные плохиши и не сублимация страхов, а вполне идейные противники с четким представлением о том, кто они сами и кто им противостоит. Со сменой строя в обновленной Российской Федерации в 1990-х русских злодеев в западном кино меньше не стало, но их "злодеистость" стала обоюдоострой – они одинаково хотели навредить как Америке, так и своей сошедшей с коммунистических рельс Родине (смотрите, "Солт", "Джек Райан", "Миссия невыполнима", "Довод" или "Превосходство Борна").

-13

Относиться к обилию русских на "темной стороне" американской драматургии можно двояко. С одной стороны, это определенно выражение уважения и демонстрация подлинной боязни сильного соперника. Никто не станет снимать масштабный боевик с террористами или спецназом Мадагаскара, нападающим на Нью-Йорк или Сан-Франциско. Это не убедит ни одного зрителя. А за Россией чувствуется сила, мощь, угроза, от нее не отмахнешься, в каком бы состоянии внутреннего напряжения наша страна ни находилась. Я всегда стараюсь обращать на это внимание публики, ведь пугают аудиторию – значит, боятся сами. Или, как минимум, опасливо оглядываются. Не этого ли мы все втайне ждем от США?

-14

С другой же стороны, Голливуд явно считает Россию более "безопасным" экранным противником, чем, например, Китай, который в реальности стал тем самым вторым полюсом, что оказался освобожден распавшимся Советским Союзом. Вы не увидите фильмов или сериалов, где сегодня врагами Америки были бы китайские шпионы, спецслужбы, террористы, армия – всё потому, что Поднебесная стала важнейшим мультимедийным рынком, приносящим студиям существенный дополнительный доход. В то же время, китайцы не любят, когда их показывают в негативном свете, критиковать себя они не позволяют, и это заставляет Голливуд быть сговорчивее.

-15

Изменится ли отношение к русским персонажам в Голливуде в ближайшем будущем? Наверняка, но вам это изменение не понравится. Предположу, что экранная "красная угроза" станет еще более жестокой, циничной и, наверное, массовой. С 2004 года в обывательских американских кругах растет новая волна страха перед Россией – за 18 лет число тех, кто видит в РФ угрозу для США, выросло с 18 до 59%. Впечатляющий рывок, который обязательно отразится в массовой культуре. Осуждение властями США происходящего у границ России и последовавший вслед за этим жесточайший экономический кризис непременно трансформируется в незамысловатые формы простой драмы – можно смело ожидать повторения сюжетов "Штурма Белого дома" или "Падения Олимпа", но уже с русскими в качестве "плохих парней".

-16

Кино – машина инертная и неповоротливая, от идеи до премьеры проходят годы, а то и десятилетия. Поэтому ожидать моментального переключения Голливуда с арабских террористов и северокорейского спецназа на российские силы специального реагирования не стоит. Завтра не выйдут новые "Красные рассветы" и "Багровые приливы". Но они точно выйдут послезавтра, и через год, и через пять. Такие волнения и общество-то переживает долго, а культуре нужно еще и отрефлексировать пережитое. Поэтому могу нас всех поздравить – возвращается время Фом Киняевых и Ирин Спалько. Русские снова идут! А Америке скоро обязательно кирдык!

-17

Не решил для себя, гордиться этим или пасть от таких выводов в уныние. Помогайте определиться в комментариях. А я пока напишу о чем-нибудь более светлом и позитивном – благо тем предостаточно. Не забывайте заглядывать на канал Киноведа в штатском – у нас тут бывает интересно. Читайте, смотрите, не болейте, берегите себя и близких, не забудьте покормить черной икрой своего домашнего медведя в тулупе, и...

-18

Увидимся в кино!

#кино #голливуд #рокки #самолет президента #красный рассвет