Вчера кинокалендарь напомнил мне, что 28 лет назад на экраны вышел фильм Джоэла Шумахера «Клиент» с блистательной Сьюзан Сарандон и неподражаемым Томми Ли Джонсом. Для меня этот фильм примечателен не актёрами первой величины, профессионализм которых всегда на высоте, а дебютом в кино Брэда Ренфро, исполнившего главную роль.
Юридический триллер «Клиент» снят по одноимённой книге Джона Гришэма, известного нашему зрителю по экранизациям его романов среди которых: «Время убивать» (1996, Джоэл Шумахер), «Фирма» (1993, Сидни Поллак), «Камера» (1996, Джеймс Фоули), «Благодетель» (1997, Фрэнсис Форд Коппола) и другие.
По сюжету фильма 11-летний Марк с младшим братом становится свидетелем самоубийства адвоката мафии, успевшего перед смертью поделиться с Марком важным секретом. Брат Марка впадает в кататонический ступор от увиденного, и мама мальчиков остаётся подле него в больничной палате. Марк же оказывается между двух огней: он подвергается запугиваниям со стороны мафии и амбициозного федерального прокурора «Преподобного» Роя, заинтересованного в раскрытии громкого преступления ради продвижения по карьерной лестнице. Поскольку блюстителей закона не волнует, что будет с ребёнком и его семьёй в случае дачи показаний, Марк нанимает себе адвоката…
Автор книги Джон Гришэм, всегда лично одобрявший актёрский состав для экранизации своих произведений, был непоколебим в своём решении не привлекать к съёмкам профессиональных детей-актёров, поскольку чувствовал, что фильм потеряет в правдоподобности, если задействовать известного ребёнка-актёра с фальшивым акцентом. Предпочтителен был мальчик из Мемфиса, штат Тэннесси, или его окрестностей, однако кастинг проводился по всей стране.
Джоэл Шумахер позднее рассказывал: «Мне нужен был ребёнок, который в глубине души понимал, каково это - повзрослеть слишком рано». Прослушать кастинг-директору юного уроженца Ноксвилла, штат Теннесси, предложил бывший офицер службы по предотвращению употребления наркотиков, членства в бандах и агрессивного поведения. В результате Брэд Ренфро обошёл тысячи претендентов на роль Марка Свэя, включая Маколея Калкина.
«Он завораживал», - рассказывала Мали Финн, кастинг-директор фильма, которая ранее отсмотрела около 5000 мальчиков и интервьюировала 1500 из них на пробах. «С той секунды, как он вошёл, у меня было ощущение, что он тот, кто нам нужен. Обычно я записывала каждого кандидата на плёнку в течение 10-15 минут. Запись Брэда я не останавливала в течение часа».
Мали Финн представляла Брэду различные ситуации из «Клиента» и предлагала импровизировать. «Он был невероятно харизматичным. У него было лицо, на которое люди могли смотреть в течение двух часов, и необыкновенные глаза. Создавалось ощущение, что у него был потрясающий слух, он подражал голосам своих родных. Он был очень открытым и обладал крайне редким для ребёнка качеством - войти в комнату и, встретившись с абсолютно незнакомым человеком, сказать: «Вот и я».
По словам режиссёра, во время съемок фильма Сьюзан Сарандон, Томми Ли Джонс и другие актеры относились к Брэду как к коллеге-профессионалу, поскольку ему была присуща здоровая амбициозность и дух состязательности. Несмотря на то, что у Ренфро не было никакого опыта съёмок в фильме, он воспринял актёрские будни как нечто привычное. Он мог с легкостью запоминать свои реплики. В то время как другие дети-актёры обычно проводили больше времени в своих трейлерах с семьями, он бродил по площадке и задавал вопросы руководителям отделов о создании декораций или дизайне костюмов.
Тёплые дружеские отношения сложились у юного актёра с исполнительницей главной женской роли Сьюзан Сарандон. Актриса тепло отзывалась о мальчике, считая, что сочетание необузданного, немного эксцентричного поведения вкупе с неискушенностью, бесхитростностью и отсутствием фальши, располагали. «С другой стороны, если бы он не начал вести себя немного серьёзнее, у нас возникли бы проблемы. К счастью, он вёл себя как профессионал, много работал. И он пришёл подготовленным. Это больше, чем я могу сказать о некоторых ведущих актерах, которые в три раза старше него и имеют в три раза больше опыта».
Актриса отметила, что уверенность и агрессивность Брэда располагали к нему, хотя и слегка удивляли. «К концу съемок он на самом деле делал мне замечания, говоря что-то вроде: «Я думаю, вы пропустили это» или «Это могло быть смешнее», - рассказывала она со смехом. – «Если бы он был в три раза старше, это не было бы так смешно».
Брэд всегда с восторгом отзывался о Сьюзан Сарандон. «Если бы я мог выбрать - и вы можете напечатать это - вторую мать, это была бы Сьюзен Сарандон», - говорил он в 1997 году. – «Она лучшая. У неё я научился быть профессионалом, а также получил много замечательных советов по актёрскому мастерству».
Фильм был хорошо принят как зрителями, так и критиками. Сюзан Сарандон была номинирована на премию «Оскар» за лучшую женскую роль и получила премию BAFTA в этой же категории. Брэд Ренфро выиграл премию «Молодой актёр» в номинации «Лучший молодой актёр в кинофильме» и получил номинацию «Наиболее многообещающий актёр» Ассоциации кинокритиков Чикаго.
Судьба молодого актёра сложилась весьма трагично. К сожалению, он пополнил список детей-актёров 90-х, не сумевших справиться с соблазнами и пороками индустрии.