Найти тему
Семья и психология

Почему мы не знаем как правильно хвалить ребенка

Оглавление
Фото из Интернета
Фото из Интернета

Меня всегда интересовал один вопрос - где та золотая середина, когда мы хвалим наших детей.

Перехвалить - плохо. Недохвалить - плохо.

В первом случае избыточная похвала может вызвать ощущение абсолютной самодостаточности и привести к состоянию перманентного самолюбования.

Во втором случае у ребенка можно развить комплекс неудачника, неуверенного в себе и сомневающегося в своих достижениях.

Система оценивания достижений не столь однозначна, как кажется на первый взгляд. Помимо фактического положения дел - удалось или нет ребенку какое-либо свершение и оценки этого свершения родителями, также присутствует и характер ребенка. А на эту триаду накладывается предыстория процесса - пробовал прежде и опять не получилось; первый раз попробовал и удачно и так далее. И все это в комплексе как раз и определяет эффективность полученного ребенком отзыва о проделанной им работе.

При этом, когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим совокупность свойств и качеств отдельного человека, определяющих его мировосприятие и поведение.

Таким образом, при полученном ребенком результате, оценка этого результата должна быть сопряжена и с характером ребенка.

Недостаточность в поощрениях для неуверенных детей может ударить по рукам и отбить в перспективе охоту прикладывать усилия для подобного рода достижений.

Для амбициозных детей избыточность в поощрениях может развить неприятные черты характера, которые также могут привести к отказу прилагать усилия для соответствующих свершений. Поскольку ребенок полагает себя вполне состоявшимся и непревзойденным. И это признание его окружающими вполне достаточно для всей последующей жизни.

Был у меня такой один знакомый мальчик. Он, конечно, в школьном возрасте был великолепен. Без усилий получал отличные отметки, был неплох в олимпиадах.
Не то, чтобы блестяще, но молодец. А вот его родственники возвели ребенка на пьедестал победителя. За каждый успех ребенок активно и пышно поощрялся материальными ценностями и энергичными восхвалениями. Хвалили ребенка и в глаза, и за глаза. С поводом и без повода. Ребенок с одной стороны старался соответствовать, но с другой стороны уже чувствовалось непоколебимая уверенность в своей избранности.
И по итогу его уже тридцатилетней жизни этот замечательный ребенок вполне счастлив и самодостаточен работая грузчиком в шестерочке. Потому что достойных мест для приложения его сил нет, а профессиональное образование получить не удалось. Не достаточно его оценили в университете, чтобы он свои мысли в дипломе им преподносил.

Но это что касается похвалы после достижения результата.

Эксперимент

А для превентивной похвалы, такой рафинированной поддержки американские психологи вывели интересный эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя). Это психологический феномен, при котором высокие ожидания приводят к повышению производительности в данной области.

Поставили как-то в одной из школ Америки такой эксперимент. Проверили в классе у детей уровень IQ и сообщили детям и преподавателям, что несколько учеников обладают очень высоким уровнем этого показателя. А ученики были самые обычные, ничем не примечательные. Все, конечно, удивились, но информацию приняли к сведению.

И спустя некоторое время, после повторной проверки IQ выяснилось, что уровень интеллекта у отмеченных детей принципиально повысился.

И из этого эксперимента сделали выводы, что позитивные или негативные авансы, исходящие от окружения или в результате личного настроя, могут определить результат.

Выводы

И здесь мне также кажется, что нет однозначности в подобном подходе.

Все по-прежнему обуславливается помимо внешних причин еще и внутренними особеностями человека.

Согласитесь, бывает, когда приободришь ребенка - да ты молодец, с твоими способностями на раз все решишь.

Ребенок трактует все не в пользу подготовки, он же и так способен. И результат оказывается совсем не победный.

А в действительности, мне кажется, что в условиях полного взаимопонимания ребенка и родителей отношения между ними строятся во многом на интуитивном уровне. Который как раз и учитывает все особенности характера ребенка и степень умеренности этой самой похвалы.

Спасибо, что дочитали! Всем хорошего дня!

Навигация по каналу Семья и психология

#семья #ребенок #похвала #психология