Найти тему
Правда или Миф

Волки дикого поля...(часть 2)...

Интересно, что печенеги различали в своей среде "печенегов тюркских" и "печенегов хазарских", и это зависело не только от того, в какой части степной полосы они кому служили, но ещё и от происхождения. Видимо, у печенегов из разных родов были этнически разных родов были этнически разные предки. За пару веков общения со славянами этнического элемента прибавилось ещё больше. От белокожих славянских рабынь рождались вполне белокожие детки. Может быть, именно поэтому некоторые хронисты отмечали у кочевников, которые должны бы быть полными монголоидами, европейские черты. Даже иногда голубые глаза, вот ведь как бывает...

С берегов Волги печенеги попробовали перебраться в щедрые южные степи. И двигались они всё ближе к границам Киевского государства. Было две волны этих печенежских нашествий. Одна шла строго на запад. Первые дошли до киевских земель, и тут их движение застопорилось. Вторые благополучно обошли Киев с юга и оказались в Крыму. А затем прошли до Восточных Карпат и осели на территории современной Венгрии, основав ещё одну Падзинакию. Там они образовали восемь фем (областей): Иртим, Цуры, Гилы, Кулпеи, Харавои, Косту, Хопони, Цопон. Причём для борьбы с венграми их использовал в 895 году болгарский царь Симеон, не желавший, чтобы последние селились у его границы. печенеги честно отработали вознаграждение - отогнали мадьяр из Причерноморья дальше на запад, к Паннонской равнине. Первое столкновение с Киевом состоялось, согласно некоторым источникам, ещё в 875 году, до захвата Киева Олегом. Зато второе упоминание о налётах печенегов на Киев уже вполне достоверно - 915 и 920 годы. При князе Игоре Киев несколько раз страдал от набегов кочевого врага. Однако тот же Игорь спустя 24 года заключил военный союз с печенегами, как это ранее сделал Симеон, для нападения на Болгарское царство, бывшее в то время в союзе с Византией. печенеги были добросовестными наёмниками: за хорошую плату были готовы на всё. Однако, если вдруг им обещали более высокое вознаграждение, разом забывали о прежнем союзнике. Именно так произошло со злосчастным князем Святославом, который нанял печенегов для своего византийского похода. Византийский император назначил печенежскому хану Куре более высокий гонорар. В результате Куря устроил засаду на Святослава, убил его, а из черепа сделал чашу для вина.

Святослав, убитый Курей, успел однако здорово помочь печенегам - он уничтожил Хазарский каганат. И в степи стало гораздо спокойнее. Но зато у печенежских ханов появилась уверенность, что именно они, самые сильные и славные, вершат степную историю. Более полувека прожили они в этом великом заблуждении. Сами князья тоже помогали печенегам верить в собственную неуязвимость. Владимиру не удалось их окончательно разбить. Ярослав использовал их для братоубийственной междоусобицы, а когда ресурс был полностью исчерпан и печенеги, осмелев, пошли штурмовать Киев - разбил их в 1036 году наголову. Больше печенеги не желали испытывать судьбу и воевать с Киевом. Напротив, они стали искать у Киева защиты. Ведь в степи появились новые переселенцы - половцы. К этому времени из множества печенегов осталось всего 13 племён. Киевские князья приручили их и денежными вливаниями, и династическими союзами, и даже частично обратили в христианство. Однако не все хотели верить в Христа. Печенеги хана Тираха единодушно приняли ислам. И в печенежской среде начался страшный религиозный раздор. Желавшие стать христианами даже бежали в Византию, а по Причерноморским степям кочевали орды убеждённых язычников и мусульман, с которыми Византия пришлось вести полувековую войну. В 1091 году византийцам удалось разгромить неожиданно перешедших Дунай печенегов. Причём это был не какой-то небольшой военный отряд, а несколько племён с полным скарбом, женщинами и детьми. Практически все они были убиты. Победу ромеи одержали лишь потому, что наняли себе в помощь таких же кочевников - половцев. Выжившим печенегам удалось бежать и рассеяться среди других степняков. А некоторые остались в византийском войске. Сами себя они уже не считали ни степняками, ни кочевниками. Они прошли рубеж между дикостью и цивилизацией, став в первую очередь христианами и предпочтя забыть о своём происхождении. Так закончилась история этого народа.