Доброго времени суток, уважаемые читатели!
Сегодня хотела бы рассказать о такой актуальной в современном мире теме, как защита своих фото, видео и карточек товаров на маркетплейсах.
С начала эпохи коронавируса торговля на маркетплейсах по настоящему расцвела и множество предпринимателей ушли покорять новые для себя электронные торговые площадки. Однако многие предприниматели уже столкнулись с такой проблемой как банальное воровство разработанных карточек товаров, фото и видео недобросовестными конкурентами.
Вообще законно ли это и как предпринимателю защититься от подобного? В статье попробуем разобраться.
Исходя из пункта 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) фотографии и видео однозначно могут считаться объектами авторского права. Описание товара также может быть объектом авторского права, однако здесь все уже не так однозначно, ведь исходя из действующего законодательства объектом авторского права является только тот результат, который создан творческим трудом.
При этом как к фотографиям и видео, так и к описанию товаров применимо правило сформулированное в пункте 80 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10: пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.
Также стоит учитывать, что само по себе отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.
Подводя итог вышесказанного: фото, видео, карточки товаров, которые были созданы Вами, либо по Вашему заказу, априори являются объектами авторского права и подлежат защите, пока в суде не будет доказано иное.
То есть, когда Вам стало известно, что конкуренты "увели" честно созданное Вами, Вы, как автор, можете направить сообщение модератору маркетплейса (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, АлиЭкспресс, Kaspi, Kazan Express, СДЭК.МАРКЕТ и прочих) об удалении фотографий, видео, описания товаров, если же переписка не решила проблему, то предъявить претензию маркетплейсу в письменном виде и потребовать удаления спорных фотографий, видео, описания товаров, а также потребовать компенсации в соответствии с подпунктом 1 статьи 1301 ГК РФ. Размер такой компенсации может составлять от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, итоговый размер будет определён по усмотрению суда исходя из характера нарушения (чем оно грубее - тем и больше сумма), тем самым стоит подходить к определению данной суммы исходя из разумности и соотносимости затребуемой компенсации с фактически нанесенным ущербом, можно также привлечь эксперта-оценщика, чтобы он составил свое профессиональное заключение.
В претензии следует указать:
- Реквизиты маркетплейса — название, адрес, ФИО руководителя. Они обычно указаны на сайте площадки в разделе «О компании», или можно запросить выписку из ЕГРЮЛ на сайте налоговой.
- Суть нарушения — какие Ваши права нарушил маркетплейс: исключительные права на фотографии, видео, описания товаров или что-то другое.
- Ваши требования: например, удалить фото, видео, карточки товаров в магазине конкурента.
- Срок выполнения претензии — до какого числа маркетплейсу следует выполнить Ваши требования.
В случае неудовлетворения Вашей претензии необходимо обратиться в Суд с исковым заявлением.
При этом помимо рассмотрения Судом вопроса об отнесении фотографий, видео и описание товаров для маркетплейсов к объектам авторского права, Суд должен будет изучить вопрос об авторстве.
В соответствии со статьей 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения либо иным образом (информацией об авторском праве признается любая информация, которая идентифицирует произведение, автора или иного правообладателя, либо информация об условиях использования произведения, которая содержится на оригинале или экземпляре произведения, приложена к нему или появляется в связи с сообщением в эфир или по кабелю либо доведением такого произведения до всеобщего сведения, а также любые цифры и коды, в которых содержится такая информация), считается его автором, если не доказано иное.
В целях защиты авторства рекомендую заявлять об авторстве специальным значком копирайта - ©. Данный знак является общепризнанным в обороте и предназначен для защиты от несанкционированного копирования и нелегального распространения авторских материалов.
Фотографии и видео можно также защитить, используя различные метки:
- Водяные знаки, на данный момент считающиеся наиболее распространенным методом защиты от несанкционированного копирования. Для создания водяных знаков можно использовать программы: Adobe Photoshop, Water Mark, PhotoScape. Лучше размещать фирменные надписи не по краям, а вдоль всей картинки. Так ее будет наиболее сложно обрезать или отредактировать;
- Цифровые метки, то есть метаданные EXIF с цифрового фотоаппарата, подтверждающие изначальные характеристики фотографии – производителя, модель камеры, дату и время, GPS, выдержку, диафрагму. Некоторые правообладатели добавляют к ним название компании;
- Скрытые картинки или «двойное дно», которые представляют собой прозрачный слой или скрытое изображение, накладываемые на передний план, обеспечивают невидимую защиту фото. Выполнить наложение прозрачного слоя можно в ранее упомянутом Adobe Photoshop.
Ну что же: вот и все, мы разобрались с порядком и основными механизмами защиты карточек товаров, фото и видео на маркетплейсах.
Если статья Вам понравилась и оказалась полезной ставьте большой палец вверх. И кстати, сейчас такое разнообразие маркеплейсов: пишите в комментариях какую из площадок Вы считаете наиболее удобной и почему? Будет интересно почитать Ваше мнение.