Этот рабочий лист целесообразно давать ученикам для обобщающего повторения изученного материала.
Задание 1
Сопоставьте схемы предложений с самими предложениями. Впишите ответы в таблицу.
Предложения
А. Смею спросить сказал он вы в каком полку изволили служить
Б. Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп
В. Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали
Г. Что же ты стоишь закричал я сердито
Д. Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу
Схемы
1. «П?!» – а.
2. «П, – а. – П?»
3. «П, – а, – п».
4. «П, – а, – п?»
5. А: «П».
А / Б / В / Г / Д
Дополнительное задание:
В каких предложениях есть слова, грамматически не связанные с предложением (обращения). Запишите эти предложения, расставив знаки препинания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Распределите предложения по двум группам: предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью. В таблицу впишите номера предложений.
1. «Хочешь, я расскажу тебе песню? » – соглашается Рагим.
2. Рагим сказал, что рожденный ползать – летать не может!
3. Уж подумал, что больше речи птиц его не обманут.
4. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...» – подумал Уж.
5. Уж подумал, зачем такие, как Сокол, смущают душу.
6. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!..»
7. «Я знаю счастье!.. Я видел небо!» – ответил Сокол.
8. Дрожало небо от грозной песни: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»
Предложения с прямой речью / Предложения с косвенной речью
Задание 3
Замените прямую речь косвенной. Запишите получившиеся предложения.
- «Я знаю счастье!.. Я видел небо», – ответил Сокол.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно…»
____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
3. И предложил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся».
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи: «Что, умираешь?»
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 4
Замените косвенную речь прямой.
1. Рагим сказал, что рожденный ползать – летать не может.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Уж подумал, как ему там ползать.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Уж подумал, что он мог бы узнать всё это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Сокол, вздохнув глубоко, ответил, что видел небо, славно бился и знает счастье.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Задание 5
Исправьте ошибки в употреблении предложений с прямой и косвенной речью. Запишите их в исправленном виде.
1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
_________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
2. Меня спросили, где я раньше работал?
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда он заехал.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Файл для распечатки и ответы к рабочему листу можно скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.