Найти тему

Рабочий лист по теме "Прямая и косвенная речь. Перевод прямой речи в косвенную"

Этот рабочий лист целесообразно давать ученикам для обобщающего повторения изученного материала.

Задание 1

Сопоставьте схемы предложений с самими предложениями. Впишите ответы в таблицу.

Предложения

А. Смею спросить сказал он вы в каком полку изволили служить

Б. Помилуй батюшка Пётр Андреич сказал Савельич Зачем ему твой заячий тулуп

В. Батюшка Пётр Андреич произнёс он дрожащим голосом не умори меня с печали

Г. Что же ты стоишь закричал я сердито

Д. Я отвернулся и сказал ему Поди вон Савельич я чаю не хочу

Схемы

1. «П?!» – а.

2. «П, – а. – П?»

3. «П, – а, – п».

4. «П, – а, – п?»

5. А: «П».

А / Б / В / Г / Д

Дополнительное задание:

В каких предложениях есть слова, грамматически не связанные с предложением (обращения). Запишите эти предложения, расставив знаки препинания.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Распределите предложения по двум группам: предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью. В таблицу впишите номера предложений.

1. «Хочешь, я расскажу тебе песню? » – соглашается Рагим.

2. Рагим сказал, что рожденный ползать – летать не может!

3. Уж подумал, что больше речи птиц его не обманут.

4. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет...» – подумал Уж.

5. Уж подумал, зачем такие, как Сокол, смущают душу.

6. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!..»

7. «Я знаю счастье!.. Я видел небо!» – ответил Сокол.

8. Дрожало небо от грозной песни: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

Предложения с прямой речью / Предложения с косвенной речью

Задание 3

Замените прямую речь косвенной. Запишите получившиеся предложения.

  1. «Я знаю счастье!.. Я видел небо», – ответил Сокол.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. А Уж подумал: «Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно…»

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3. И предложил он свободной птице: «А ты подвинься на край ущелья и вниз бросайся».

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4. Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи: «Что, умираешь?»

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 4

Замените косвенную речь прямой.

1. Рагим сказал, что рожденный ползать – летать не может.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Уж подумал, как ему там ползать.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Уж подумал, что он мог бы узнать всё это, взлетевши в небо хоть ненадолго.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4. Сокол, вздохнув глубоко, ответил, что видел небо, славно бился и знает счастье.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Задание 5

Исправьте ошибки в употреблении предложений с прямой и косвенной речью. Запишите их в исправленном виде.

1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

2. Меня спросили, где я раньше работал?

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

3. Чичиков хотел узнать у Коробочки, что куда он заехал.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Файл для распечатки и ответы к рабочему листу можно скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.