Найти в Дзене
Зелёная книга

"Облили бензином": о гв.старшем лейтенанте Михаиле Лиховиде, который принял неравный бой с группой УПА в августе 1944 года

Оглавление

Возможно, Вы читали на канале недавнюю статью о гв.красноармейце 26-й гв.стрелковой дивизии Юрии Васильевиче Смирнове (1925-1944), который пал от рук гитлеровских палачей. Публикация очень тяжёлая, но я настоятельно советую Вам ознакомиться с ней (прим. - ссылка в конце данной статьи).

Подвиг Ю.Смирнова
Подвиг Ю.Смирнова

Ведь сегодня мы поговорим о том, что на подобные вещи были способны не только солдаты Вермахта, но и бойцы УПА, которые служили гитлеровцам верой и правдой, воюя против собственного народа.

Об этом сегодня и поговорим.

"Отличный охотник за паровозами"

Перед Вами фотография лётчиков 298-го истребительного авиационного полка (прим. - с августа 1943 г. преобразован в 104-й гв.истребительный авиаполк). На ней третьим справа запечатлён Герой Советского Союза Михаил Степанович Лиховид (1922-1944) - один из лучших лётчиков формирования.

Летчики 298-го гв.ИАП
Летчики 298-го гв.ИАП

Михаил Степанович родился в одном из сёл Сумской области. Рано лишившись родителей, он в 1930-х годах оказался в Ворошиловграде (прим. - ныне Луганск), где его приютила одна из жительниц. В этом же героическом городе Лиховид закончил среднюю школу и некоторое время проработал на одном из заводов.

В 1938 году Михаил уехал учиться в Московском институте инженеров Гражданского воздушного флота, а после его окончания в 1940 году ушёл служить в Красную Армию. Уже через год, в мае 1941-го, он окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов и получил звание старшего сержанта.

До начала Великой Отечественной войны (1941-1945) оставался месяц. После гитлеровского вторжения пилот Михаил Лиховид был направлен в 298-й истребительный авиаполк, который формировался в г.Вознесенск, а уже в июле 1941 года он вместе со своими сослуживцами оказался на передовой.

Михаил Степанович Лиховид (1922-1944)
Михаил Степанович Лиховид (1922-1944)

В составе 298-го полка (прим. - затем 104-го гв.ИАП) Михаил Степанович принимал участие в самых тяжёлых боях с гитлеровцами на Южном, Закавказском, Украинских фронтах. На счету героического лётчика было 208 боевых вылетов, а также 18 сбитых самолётов противника и 9 - в группе.

За проявленную отвагу и мужество Лиховид был в разное время награждён тремя Орденами Красного Знамени:

  • 1. "С 19.7.1941 по 23.5.42 г. и с 16.2.1943 г. произвёл 30 боевых вылетов на самолёте И-16 <...>. В результате штурмовых налётов тов.Лиховид уничтожил одну ЗП, 2 подводы с боеприпасами и до 45 солдат и офицеров..." (Из наградного листа от 24.03.1943 г.)
Отрывок из наградного листа М.Лиховида
Отрывок из наградного листа М.Лиховида
  • 2. "За время с 5.4.43 года (по 1 июня 1943 г. - когда был подписан наградной документ), он произвёл 23 боевых вылета, участвовал в 12 воздушных боях, в которых лично сбил 3 самолёта и в парах 5 самолётов противника. За весь период участия в войне т.Лиховид произвёл 63 б.вылета, участвовал в 18 воздушных боях боях, в которых сбил лично 5 самолётов, в группах и парах - 6..." (Из наградного листа от 1.06.1943 г.)
Отрывок из наградного листа М.Лиховида
Отрывок из наградного листа М.Лиховида
  • 3. "... Начиная с 15 июля 1943 г. тов. Лиховид произвел 67 боевых вылетов, из которых на разведку 37 боевых вылетов. За это время он участвовал в 19 воздушных боях <...>. Лично сбил 2 и в групповых боях 4 самолёта противника" (Из наградного листа от 27.10.1943 г.)
Отрывок из наградного листа М.Лиховида
Отрывок из наградного листа М.Лиховида

В одном из документов указано, что лётчик "является отличным охотником за паровозами", уничтожив за всё время участия в войне 7 вражеских паровозов.

В мае 1943 года Лиховид был тяжело ранен осколком в голову, однако, после излечения вновь встал в строй и продолжил сражаться с гитлеровцами, пройдя путь от обычного пилота до зам.командира эскадрильи 104-го гв.истребительного авиационного полка.

Однако, последний бой гв.старшего лейтенанта Лиховида произошёл не в воздухе.

Bell P-39 Airacobra
Bell P-39 Airacobra

"Облили бензином..."

12 августа 1944 года офицер Лиховид вместе с двумя механиками полка, гв.мл. техник-лейтенантом А.Краснянским и ст.сержантом А.Фонкевичем, возле с. Майдан (в 20 километрах от г.Рава-Русская, Львовская область) готовились к перегонке истребителя "Airacobra", который совершил вынужденную посадку посреди враждебной территории.

Согласно наградному документу М.Лиховида, в 15-00 к ним вышла конная группа бойцов УПА численностью до 60 человек. Начался бой.

Не желая сдаваться противнику, Лиховид, Краснянский и Фонкевич отстреливались до последнего патрона, пытаясь отбиться от напавших на них бандеровцев. Однако, силы были не равны, и вскоре советские лётчики были схвачены.

Наградной лист М.Лиховида
Наградной лист М.Лиховида

В этот раз я также позволю себе не описывать подробности, однако, оставляю в закреплённом комментарии, а также в качестве иллюстрации, архивные документы, которые сегодня хранятся в Центральном архиве Министерства обороны РФ. Надеюсь на Ваше понимание!

Одно скажу, что те, кто безропотно прислуживал врагу, от него ничем не отличались. Наверное, были даже хуже них, т.к. воевали против своих же братьев, которые служили в рядах Красной Армии и боролись с гитлеровской Германией до самого конца...

Память

В июне 1945 г. гв.старшему лейтенанту Михаилу Лиховиду было присвоено звание Героя Советского Союза. Его именем назван один из жилых кварталов Луганска, а сам отважный лётчик был погребён на Холме Славы (г.Львов) - мемориале, который на протяжении нескольких последних лет подвергается вандализму (прим. - спиливаются буквы, металлические детали памятников, воруются барельефы. Так, в 2019 году был украден неизвестными барельеф знаменитого разведчика Н.Кузнецова).

Холм Славы (Львов)
Холм Славы (Львов)

СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ТОВАРИЩ!

Прошу оценить материал лайком и комментарием, а также поделиться прочитанным в соц.сетях! Буду признателен, если Вы изучите другие публикации и видеоролики канала "Зеленая книга".

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!