Современные боевые воздействия предъявляют свежие запросы к технике, которую нередко делали для прошедших войн. Основная масса передовых танков проектировали для борьбы с бронетехникой врага на раскрытых местах. Это привело к конструктивным компромиссам, в следствие этого в критериях передового городского битвы они имеют все шансы быть уязвимыми. По данной основанию в процессе модернизации танков их готовят к городскому бою, наращивая безопасность и улучшая обзорность. В РФ делему уязвимости танков приняли решение с поддержкой спец техники — военный машины помощи танков (БМПТ) «Терминатор», которая призвана замерзнуть заступником бронетехники на фон боя. БМПТ считается единой, не имеющей аналогов спец автомобилем для помощи танков. В июле Министерство защиты РФ продемонстрировало БМПТ «Терминатор», используемые в ходе особой военнослужащей операции (СВО) на Украине. «Лента.ру» ведает, в чем уникальность русской машины и как она воздействует на современные боевые воздействия.
Критические и уязвимые танки
В конце мая в Telegram-каналах были замечены 1-ые фото, демонстрирующие БМПТ «Терминатор» в одном возвожу с танками. Утверждалось, собственно что снимки изготовлены в ходе поединков в регионе Северодонецка. По фото возможно представить, собственно что БМПТ пользуют по прямому предназначению: автомат движется с танками, вовремя обнаруживая и поражая цели, которые считают танкоопасными. Это разрешает экипажам танков воплотить в жизнь огневую силу машин для заключения ведущей задачки. Но дорога к БМПТ был непрост — потребовалось практически 40 лет, дабы образовать теорию и сделать принципно свежий образчик бронетехники.
С этапа собственного возникновения на фон битвы танки заслуженное получили репутацию сурового орудия: его панцирь накрепко отстаивала экипаж, а сильное орудие уверенно поражало цели. Но практически в одно и тоже время с выходом в свет танков начало развиться противотанковое орудие, которое в скором времени отдало вероятность поражать тяжелобронированную технику. Параллельно росла безопасность танков, которая приводила к подъему массы и понижению мобильности военных машин. В поисках баланса меж безопасностью и подвижностью конструкторы обеспечивали наибольшую защиту фронтальный части, жертвуя бронированием кормы, крыши и бортовой проекции танков. Подобный расклад имел возможность быть отчасти оправданным, в случае если бы приблизительно равные танковые армады повстречались на равнине «Фульдского коридора», который считали вероятным фронтом в случае обострения прохладной войны.
Уже в ходе войны во Вьетнаме обнаружилось, собственно что танки имеют все шансы оказаться уязвимыми перед врагом, не владеющим сопоставимой бронетехникой. Богатство растительности, которая ограничивала ликбез и разрешала неприметно грянуть по танку из ручного гранатомета, ограничивала эффективность бронетехники. Позднее список орудия для борьбы с бронетехникой пополнили противотанковые ракетные ансамбли (ПТРК), которые разрешали поражать танки с большущих расстояний, а дальнейшие примеры применения танков в Афганистане, Ираке и Чечне одобрили их уязвимость в асимметричных инцидентах.
Танки воспользовались в городках, где экипажам не хватало обзора, собственно что вынуждало командиров раскрывать лючки, делая себя уязвимыми для стрелкового орудия. В горной территории Афганистана русским танкистам временами не хватало угла вертикальной наводки танковых орудий для проигрыша целей, занимавших высоты. Данная желание добивалась пересмотра концепции использования танков и надобности сотворения свежего на подобии техники.
Адвокат танка
Мысль сотворения свежей машины появилась в 1980-е годы. За это время русские конструкторы желали сделать «боевую машину пехоты тяжелую» (БМПТ) — защищенную машину, которая имела возможность бы транспортировать пехоту и владела безопасностью танка. Аналогичным образом в Израиле превращали трофейные танки русского изготовления в томные БМП, лишая их башни.
Это разрешало бы БМПТ работать в одном возвожу с танками в ходе масштабных атак, которые в этап прохладной войны казались вероятными, но в 1979 году русские войска выслали в Афганистан, где враг воспользовался способы партизанской войны, охватывая засады с внедрением ручных противотанковых средств и рельефа территории. В данных критериях наиболее действенными оказались автоматические пушки военных машин пехоты БМП-2 и военных машин десанта БМД-2, а еще орудие зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Возвышенный темп перестрелки и большущий угол возвышения мелкокалиберных пушек разрешал действенно поражать живую мощь врага там, где эффективность танковых орудий была недостаточной. При данном по безопасности аналогичная техника уступала танкам. Требовалась автомат, которая кооперировала бы выдающиеся качества танков, БМП и зенитных установок.
В 1985 году конструкторское бюро (ГСКБ-2) Челябинского тракторного завода (ЧТЗ) приступило к работе над БМПТ, которая основывалась на эксперименте войны в Афганистане. Создатели желали получить машину с безопасностью танка, дополнительно усиленную обороной от противотанкового орудия близкого битвы и орудием с необходимыми углами вертикальной наводки.
Работники ГСКБ-2 вспоминали, собственно что ключевой конструктор Валерий Вершинский поставил эту задачку:
Устроить боевую машину, защищенную как танк, и вооружить ее массивным автоматическим орудием. Пустить вблизи с танком, а имеет возможность быть, и впереди. За это время она подавляла бы [танкоопасную] пехоту врага и впереди танка, и на флангах, предоставляя танку вероятность истреблять добродетельные его цели: противотанковые орудия, ракетные ансамбли и танки врага
Позднее были замечены 1-ые макеты машин на основе танка Т-72. В экипаж искусной разработки входило 2 гранатометчика, 2 пулеметчика, командир, механик-водитель и наводчик. Гранатометчики и пулеметчики имели возможность спешиваться и производить битва за пределами машины, в следствие этого надобность в десантном филиале отпала. Вариант «А» машины «Объект 781» получил 2 автоматические пушки 2А72 калибра 30 мм, пулеметы и пару ПТРК, а машину «Б» оборудовали башней с вооружением, которое воспользовались на БМП-3. Бывалые эталоны чувствовали до конца 1990-х. Победителем тестирований стал вариант «А», но впоследствии распада СССР работы над машинами тормознули.
К идее БМПТ вернулись после начала боевых действий на Северном Кавказе: в 1995 году ГСКБ-2 в срочном порядке начало работу над боевой машиной для городских условий, которую можно было создать на основе массовых танков Т-72. Так в 1996 году появился «Объект 787», который напоминал танк с дополнительными блоками динамической защиты и двумя пушками 2А72 вместо основного орудия. Также машина несла неуправляемые ракеты и пулеметы. Опытная БМПТ продемонстрировала высокую огневую мощь, но работы прекратили — считается, что одной из причин закрытия проекта стала активная реклама машины, которую сочли «разглашением военной тайны».
В очередной раз идея создания БМПТ была признана актуальной в 1996 году. На совещании у министра обороны России Игоря Родионова военные обсудили облик перспективной машины, которую представляли по-разному: как тяжелую БМП, как инженерную машину и как комплекс специализированных машин. По результатам совещания работа по БМПТ получила государственный статус, но без расшифровки назначения машины. В 1998 году в Уральском конструкторском бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) продолжили работу над БМПТ на шасси танка Т-72, а впоследствии — Т-90А. В 2000 году показали ходовой макет машины «Рамка 99» («Объект 199»), а в 2002 году представили доработанный опытный образец боевой машины с улучшенным комплексом вооружения. Машина, которая стала основой для серийной БМПТ, прошла государственные испытания в 2006 году.
«Терминатор» в войсках
Серийная БМПТ получила шасси танка Т-90А с соответствующим уровнем защиты. Дополнительно машину оснастили блоками динамической защиты (ДЗ) «Реликт» и решетчатыми экранами. Также машина может нести тканевые экраны с элементами ДЗ. Защищенности способствует боекомплект, который вынесен за пределы забронированного объема, и вспомогательное оборудование, обеспечивающее дополнительное экранирование. В отличие от первых прототипов БМПТ, экипаж «Терминатора» составляет всего пять человек. В арсенал машины вошли две пушки 2А42, пулемет калибра 7,62 миллиметра, комплекс управляемого вооружения с противотанковыми ракетами «Атака» и два автоматических гранатомета АГ-17Д в надгусеничных нишах.
Еще «Терминатор» обустроен прогрессивным прицельным оборудованием. Система управления пламенем (СУО) БМПТ возымела прицел наводчика с оптическим и тепловизионным каналом, лазерным дальномером, а еще аппаратурой управления ракетами. Панорамный прицел командира содержит раздел обзора в 360 градусов, а пространство всякого гранатометчика обустроено отдельными прицелами. Это увеличивает обзорность машины. В состав СУО еще заходит баллистический вычислитель, машина сопровождения цели и комплект датчиков критерий перестрелки.
Не обращая внимания на то собственно что уже в начале 2000-х автомат возымела нынешний вид, отечественные военнослужащие не торопились брать на себя БМПТ на вооружение. Ротный набор машин рассчитывали получить до 2010 года, но первым оператором серийных БМПТ стал Казахстан, который получил 1-ые машины в 2011 году.
Поворотным фактором в ситуации русских «Терминаторов» стала операция в Сирии. В 2017 году стало ведомо, собственно что БМПТ испытали в поединках напротив боевиков «Исламского Государства» (ИГ, запрещается в России), а в 2018 году партию машин выслали в войска, где «Терминаторы» протекали проверки. В декабре 2021 года командующий войсками Центрального военнослужащего окрестность (ЦВО) генерал-полковник Александр Лапин заявил, собственно что в окружении сформировали первую штатную роту БМПТ из 9 машин. Это стало результатом практически 40-летней работы по созданию свежего облика бронетехники.
#политика #война #технологии #украина #россия