Найти в Дзене
Учитель гармонии

Честно о сокровенном. "Мерзляковка" изнутри, личный взгляд преподавателя

Оглавление

Кто я? Как и когда попала в штат АМУ при МГК?

Выпускница теоретического отделения 1998 года. Начинала в училище (уже с приличным музшкольным стажем в активе) - ассистенткой любимой и глубокоуважаемой наставницы В.В.Базарновой - в 2004, то есть ещё в аспирантском качестве. Быстро выросла в самодостаточного педагога, способного объять и результативно растить многообразные группы.

"Мерзляковка" - ведущее музучилище страны. Так ли это?

Не безоговорочно первое, но в числе лучших. Крупная образовательная организация, истинно головная, "колыбель" стандартов. В теоретических и общеобразовательных дисциплинах неизбежна "конвейерность". На курсе огромное множество студентов, наполняемость групп - как повезёт. В классах бывает очень тесно. Неформальные лидеры добиваются к себе внимания. Весьма конкурентная атмосфера - но, ожидаемо, не всем она созвучна.

Уровень исполнительских отделений АМУ при МГК - заоблачный, недосягаемый, наивысший по России?

Нет. В спецшколах (ССМШ) контингент, статистически, сильнее. В целом - заведомо сильнее. Там в разы больше так называемых вундеркиндов, ярко концертирующих с самого детства.

Другой вопрос, что к моменту поступления в МГК наиболее перспективные, думающие и организованные "мерзляковцы" вполне естественно приходят в должную техническую форму, не уступая младшим (обычно, разница на выпуске 1-3 года) спецшкольным коллегам. Цифры по приёму в консерваторию сопоставимые. В отдельные годы, по тем или иным инструментам - наше училище может оказаться и впереди.

Вообще, "Мерзляковка" - шанс продвинуться в МГК для ребят из "обычных" ДМШ/ДШИ любой локации, относительно поздно надумавших специализироваться. Даже для окончивших полную среднюю школу - такой шанс сохраняется. Актуальная география, учитывая данные приёма 2021 года - 62 региона России, что не может не свидетельствовать о доступности нашего образования и о демократичных требованиях.

А что - за рамками инструментального исполнительства?

Это как раз сферы сугубо училищного влияния. Теоретическое, дирижёрско-хоровое, вокальное отделения - хороши, дружны, атмосферны. По этим специальностям можно достойно выучиться не только в "Мерзляковке", но наши версии я бы посоветовала от души.

Каких направлений нет в АМУ при МГК?

Народное пение (соло, хор), народные инструменты, эстрада и джаз.

Класс гитары есть, вызывает живой интерес, относится к струнному отделению.

Каков конкурс при поступлении?

3-7 человек на место, по заявлениям - кроме вокалистов, которые есть совершенно особая статья. С учётом закономерного отсева будущих инструменталистов, хоровиков и теоретиков на весенних консультациях - смело умножаем на полтора, а то и на два.

Но правильно подготовленные и достаточно информированные - к нам поступят, с хорошей вероятностью. "Спонтанный" вариант, без предварительно наведённых мостов, - работает нечасто. Пренебрегать возможностью заранее организованных консультаций, в том числе за год-два до поступления... по меньшей мере странно для истово желающих попасть.

"Мерзляковка" и переводники: возможно ли поступить на старший курс без потери года?

Абитуриенты, некогда стартовавшие в другом учреждении музыкального СПО, могут, в случае успешного показа, претендовать на наши бюджетные места. Если, конечно, к моменту освободятся те самые места на втором либо третьем курсе. Экзамены сдаются в общем потоке с "начинающими". Комиссия принимает решение, на какой курс (на первый - или же выше) целесообразно зачислить молодого музыканта. Таким образом, вопрос "потери года" решается сугубо индивидуально. Поступить на четвёртый курс не получится ни при каких обстоятельствах.

Что есть школа при "Мерзляковке"?

Подразделение АМУ, обеспечивающее дополнительное образование школьников по предпрофессиональным программам. Можно, по результатам консультаций и майских прослушиваний, зачислиться практически в любой класс - на бюджет или платно. Подготовительный и "8+" классы - только внебюджетные. "8+" обычно рекомендуется части абитуриентов, не прошедших по конкурсу в училище в том или ином сезоне.

Гарантий школа не даёт, но шансы на проходные баллы повышает. Педсостав частично общий с училищем.

Расписание в школьных группах учитывает "нерайонный" статус организации и, в связи с ним, возможно дальнюю дорогу воспитанников. Неугомонные родители, доставляющие своих наследников даже с крайних точек области и из-за её пределов, находчиво вырабатывают расписание по принципу "редко, но метко". По этой причине, особенно загруженной у преподавателей школы выглядит суббота.

Кому-то удаётся воспользоваться ДМШ при АМУ в качестве "трамплина" в спецшколы. Такие сценарии не слишком часты, но периодически попадают в поле зрения. Круговорот контингента внутри столичной системы музыкального образования - отдельная тема, достойная целенаправленного исследования.

"Мерзляковка" как приют для сошедших с дистанции в ССМШ. Правда ли? Устраивает ли наших преподавателей такой расклад?

Причины миграции разнообразны, как и личные обстоятельства, и особенности психики учеников, и пути коммуникации с педагогами.

Мы обязаны принимать всех, кто, на момент вступительной кампании, соответствует нашим требованиям по специальным дисциплинам. Сможет ли студент качественно учиться дальше, теперь уже в "мерзляковской" парадигме - покажет лишь время. Вообще, эмоционально простых случаев перехода из ССМШ не бывает, и взаимодействие с ними требует беспрецедентно "тонких настроек" личности учителя.

Что есть инклюзия в АМУ при МГК?

Систематическое обучение незрячих студентов - чаще на теоретическом отделении. Отдельные представители с диагнозами ДЦП, РАС. Спорная позиция, взывающая к исключительной внутренней зрелости окружающих нормотипичных студентов, а также к душевной гибкости и тактической силе педагогов. Основная проблема - не ущемить права большинства при обустройстве доступной образовательной среды.

Об администрации

Низкий поклон. Честные, духовно богатые, глубоко талантливые люди без предрассудков, которым не всё равно, которые умеют слышать - студентов, сотрудников - и помогать, спасать, содействовать.

В моём случае, было мудро одобрено четыре декрета плюс четыре недолгих отпуска по уходу, уложившихся, вместе с возвращениями, в десятилетие. Для меня... этим сказано всё об отношении к преподавателю, чей труд сочтён ценным. По истечении всех событий, оправдываю доверие, тщательно работаю.

Есть ли в АМУ слабые студенты?

Отвечу утвердительно. Абитура вскрывает некий внешний оценочный слой, истинное же впечатление об учениках складывается в планомерной работе, в преодолении локальных и принципиальных трудностей. Иные теряют мотивацию по прошествии года-двух, и это тот самый скромный процент "разонравилось", без которого, по законам мироздания, не обходится ни одна крупная инициатива. Отсутствие интереса и осмысленного желания творить... спешно сводит на нет, нивелирует остаточные признаки одарённости (и даже работоспособности) в данной специализации.

Таких ребят всегда хочется отпустить с миром, да побыстрее. Увы, это бывает технически сложно и больно.

А вот сценарий наподобие "Очень хочется, но никак толком не получается" - это трагедия. Приходится и с такими персонажами работать. Исходы непредсказуемы, в том числе - положительная динамика. Крайне энергозатратно... Но мы же Училище. Знаем своё место. Не возмущаемся, пашем дальше.

Недостаточность слуховых данных при достойной моторике - распространённая беда "мерзляковцев" (понятно, что не только их). Балансируем. Здесь педагогический опыт истинно необходим. Об эту проблему нередко ломаются молодые преподаватели-теоретики.

... А слабые учителя? Так, чтобы попасть - и неудачно...

Отмечу, что "текучка" неопытных кадров стала в разы менее выраженной, чем 20 - 15, даже 10 лет назад. Я вижу в этом безусловную тактическую победу руководства.

Те, кто пришёл "зелёным", выдержал и остался (отношу и себя к данной категории), - пашут на славу и, как правило, на большой нагрузке. Ибо идейно прижились.

Считаю возраст 40+ исключительно результативным в профессиональной педагогике. Тему величия и уязвимости старших коллег здесь, по этическим соображениям, не затрагиваю.

Педколлектив, по сумме, не молодеет, но акценты переносятся на среднее поколение - то самое, что способно адекватно принять эстафету традиций и одновременно привнести в процесс динамизма. На должности заведующих отделениями назначаются специалисты деятельные, склонные к обновлению учебно-отчётных форм, к обогащению концертной жизни.

Жизнь "фильтрует". "Свои люди" вписываются в штат безоговорочно, сомневающиеся и скептики вскорости покидают поле боя.

Ну и, наконец, искать эмоционально созвучного наставника - это нормально. У "мерзляковцев" такая возможность есть. Студенчество слишком скоротечно, чтобы упускать драгоценные годы в пропусках нелюбимых занятий, обидах и разногласиях.

Тема "кампуса" интересует многих.

Училище базируется в историческом здании близ Арбата (Мерзляковский переулок, дом 9-11). И тем не менее, невероятными усилиями прежнего директора Л.Л.Артыновой, оно имеет свой спорткомплекс, в составе которого полноформатный зал и 18-метровый бассейн, со всеми необходимыми вспомогательными коммуникациями - по высшему разряду. Сооружение пристройки завершено в 1981 году.

Физкультурные занятия, тем самым, осуществляются круглогодично в закрытом помещении, на своей территории. Занятия далеко не номинальные, при регулярном посещении - исключительно полезные. Спорткомплекс привлекает и учителей, настроенных на борьбу за здоровье.

Что до "мерзляковского" общежития в Дмитровском переулке, 6 - оно не совсем рядом с учебными корпусами. Пешая прогулка займёт около двадцати минут. Приблизительным ориентиром может послужить Большой театр. Улицу Тверскую потребуется перейти под землёй. У здания ТАСС имеет место непростой перекрёсток, оборудованный системой светофоров. Этот отрезок пути нужно изучать предварительно.

Общежитие поистине легендарно. В моих публикациях оно упоминалось не раз. Причастна - и как юная студентка-питомец, и как классный руководитель с сумкой провизии, лекарств и медтехники. Жить можно. Некоторые привыкают, другим искренне нравится. Эдакая коммуна: в огромных старинных комнатах с высоченными потолками ютится много девчонок либо мальчишек. Больше, чем в "мои" времена. Говорят, в таком режиме можно даже заниматься... Репетиторий есть, да и в каждой комнате по инструменту. Почти все пианино только что обновлены. Нынче в деле - свеженькие "Сонаты" отечественного производства.

Лично я, с высоты своего учительского и материнского опыта, всецело за самостоятельный тренаж в классах училища. Рано утром и поздно вечером. Предельно дисциплинирует - тех, кто претендует на результаты выше среднего. Остальные довольствуются тем, что предоставляет общежитие.

Столовые по обоим адресам хорошие, поставщик питания один и тот же. Приличный выбор свежих, "правильных" блюд на завтрак, обед и ужин. Цены средние, но развита система бесплатных талонов для льготников - при условии хорошей успеваемости. По сути, ребятам можно прекрасно существовать без кухонных манипуляций и лишних визитов в продовольственные магазины.

Мои иногородние ученики, рассуждая о комфорте в комнате, на первое место ставят... вовсе не холодильник. Не микроволновую печь. Единодушно, принтер - вот он, главный must have.

Мне лично - очень и очень заметно, что нынешние студенты куда меньше заняты хозяйством, чем, к примеру, мои сверстники в юности, на том же Дмитровском. И это, по-моему, здорово. Впрочем, во все времена находятся свои любители покулинарить. Даже урок по специальности или гармонии назавтра таковых не остановит от новых гастрономических шедевров. Ну что же? Мир их дому. Не всем же улыбается поступать дальше. Мы, педагоги, должны об этом помнить, обязательно принимая во внимание настрой каждого ученика.

Этот в меру серьёзный текст я посвящаю новым подписчикам, в особенности - родителям начинающих музыкантов. И, конечно, всем, кто читает мой канал давно, интересуясь жизнью "Мерзляковки" и её обитателей. Понимаю актуальность обзоров для тех, чьим детям поступать по музыкальной части.

С надеждой на продолжение,

ваша Н.Б.