Найти тему
Искусство как язык.

«Нидерландские пословицы» или «Мир вверх тормашками»

Оглавление
Питер Брейгель Старший.
Питер Брейгель Старший.

Биография.

Питер Брейгель Старший – нидерландский художник, представитель Северного Возрождения, который прославился картинами, изображающими простых крестьян. Брейгель был современником Микеланджело, однако работал в совершенно ином ключе, нежели прославленные мастера итальянского Ренессанса. Его, как и других голландских художников, мало интересовала идеализированная живопись на мифологические сюжеты, и предметом его интереса были обычные люди и бытовые сценки.

«Нидерландские пословицы»-Питер Брейгель Старший.
«Нидерландские пословицы»-Питер Брейгель Старший.

Игра слов.

Птицы одного полёта. Совать палки в колёса. Сидеть как на иголках. Мы все знаем и употребляем эти поговорки. Иногда ироничные, часто несерьёзные и забавные, эти высказывания — индикатор нашего ума и интеллекта. И не только в русском языке. Игра слов в литературе, общении и искусстве была и остаётся отличительной чертой разных культур на протяжении веков.

Именно это подразумевал голландский мастер Питер Брейгель Старший, когда более 450 лет назад создавал свои невероятные «Фламандские пословицы» (альтернативные названия — «Нидерландские поговорки» или «Мир вверх тормашками»). Эта картина появилась на свет как раз между изданием в 1500 году книги «Притчи», в которой великий мыслитель Северного Ренессанса Эразм Роттердамский собрал народные пословицы и афоризмы древних философов, и романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле в 1564 году, где описывается Остров Притчей.

Пословицы в картинках правдиво отражают добро, зло, лень, трудолюбие, жадность, скупость, чревоугодие, гордыню, хвастовство, зазнайство, зависть, равнодушие, кротость, терпение, смирение. Персонажи бросают деньги в воду, бьются лбом о стену, копают землю, висят в пространстве, «кусают» железо, грызут столбы, водят друг друга за носы, сидят в золе, перепачканные в саже, между двух стульев, жарят селёдку, ловят петуха, вешают на кота колокольчики, ставят палки в колёса, зевают в печь, тянут канат и т.д.
  • Питер Брейгель использовал в работе яркие цвета на красно-коричневом фоне. Силуэты людей выделены чёткими контурными линиями. Картина вся словно в движении сюжетна и динамична. Каждый человек выполняет определённое действие в соответствии со своим характером, принципами, утверждениями, мировоззрением.
Все пословицы на картине.
Все пословицы на картине.

Примеры самых ярких пословиц.

Пословица 1. Вешать колокольчик на кота 2. Вооружиться до зубов
3. Кусать железо
Значение
1. Совершать опасный и неразумный поступок
2. Хорошо подготовиться
3. Врать, не скромничать
Пословица 1. Вешать колокольчик на кота 2. Вооружиться до зубов 3. Кусать железо Значение 1. Совершать опасный и неразумный поступок 2. Хорошо подготовиться 3. Врать, не скромничать
Пословица 1. Если ворота открыты,
свиньи бегут в хлеба
2. Зерна меньше - свинья толще
Значение
1. Беспечность оборачивается бедствиями
2. Прибыль одного
оборачивается потерями другого
Пословица 1. Если ворота открыты, свиньи бегут в хлеба 2. Зерна меньше - свинья толще Значение 1. Беспечность оборачивается бедствиями 2. Прибыль одного оборачивается потерями другого
Пословица 1. Вытирать (чью-то) задницу о дверь
2. Уклоняться от тяжёлой ноши
3. Один нищий очень неохотно видит
другого нищего у своих ворот
Значение
1. Относиться (к кому-то) пренебрежительно
2. Воображать себе, что дела идут хуже,
чем есть на самом деле
3. Pечь идёт о конкуренции
Пословица 1. Вытирать (чью-то) задницу о дверь 2. Уклоняться от тяжёлой ноши 3. Один нищий очень неохотно видит другого нищего у своих ворот Значение 1. Относиться (к кому-то) пренебрежительно 2. Воображать себе, что дела идут хуже, чем есть на самом деле 3. Pечь идёт о конкуренции
Пословица 1. Селёдка висит на своих жабрах
2. Здесь что-то большее,
чем просто селёдка
Значение
1. Будь готов к ответственности
за свои поступки
2. Тут что-то большее, чем видно
на первый взгляд
Пословица 1. Селёдка висит на своих жабрах 2. Здесь что-то большее, чем просто селёдка Значение 1. Будь готов к ответственности за свои поступки 2. Тут что-то большее, чем видно на первый взгляд