Итак, продолжение продолжается! Подгоняйте публику, комментируйте, спорьте, делитесь своими впечатлениями. Право слово, не я ж один в этой стране слушал Битлосов иль Хипцов! Есть кому чего вспомнить - чертайте. Фото компакта из собственной фонотеки. Лицензионного, не отягощённого (к счастью) бессмысленными бонусами.
Глава 5
1972 – URIAH HEEP: «The Magician’s Birthday»
На фото с родителями в главе про "Abbey Road" у меня в руках две пластинки. Одна из них, гибкая, с песнями непоименованного вокально-инструментального ансамбля, на поверку оказавшегося The BEATLES. На второй - вокально-инструментальный ансамбль ИВЕРИЯ. На этой семидюймовой пластинке, вышедшей на «Мелодии» в 1974 году, вместе с тремя другими был чарующий трек, по-русски названный более чем адекватно: «Восход Солнца». Автором композиции значился некто Хенслей. Похоже на правду? По мне – вполне! Ещё не зная группы URIAH HEEP, я был пленён кавером на знаменитых англичан, сделанным вполне себе соотечественно-советскими грузинами. И знаете что? Я откровенно кайфовал, переслушивая раз за разом эту пластинку. Точнее – этот трек на ней. Я бесконечно кайфовал от него, и к концу 70-х он стал весьма ощутимо, и не только на слух, но и внешне - изрядно попиленным. Остальные песни хоть и потрескивают, но шипения на них нет. Да, этот «миньон», как в советскую бытность назывались семидюймовочки, дожил до наших дней. Как стало мне впоследствии известно, на большом лонгплее есть ещё одна перепевка «Хипов», имя коей «Июльское утро». Честно признаюсь: не слышал и боюсь слушать грузинский вариант. Не могу даже представить в этом нетленнейшем эпике чей-то вокал помимо Дэвида Байрона. Да, я слушал авторскую версию во время акустического тура Кена Хэнсли по России, и это было здорово, но с аутентичным вариантом не сравнить. Туровая дорога композитора Хипов пролегла и через Барнаул. Точнее, в Барнауле был финальный концерт первого российского тура 2010 года, в котором композитор-сонграйтер встречался со слушателями в клубах-ресторанах. Кен пел песни со своих сольников и в большей степени – URIAH HEEP-овские, а в перерывах рассказывал истории их создания и общался с публикой.
Промолчать о барнаульском концерте я не могу. Местным организаторам мероприятия я помог с пиаром посредством местных СМИ, за что получил контрамарку. Проходил концерт 18 апреля 2010 года в клубе ресторанного типа «Че Гевара». Иными словами, в кабаке. Я решил прийти пораньше. На случай, если появится такая возможность, хоть немного поговорить с Маэстро. Чёрт, чудеса бывают! Шёл я с репетиции барнаульской инкарнации своей группы ПРИЗРАКИ с кофром, внутри которого лежала моя подруга по имени Ibanez с фамилией AEG10, а ещё – буклет от компакта с сольником Кена «Blood On The Highway». В дороге мне позвонил Георгий Е. из команды организаторов и строго повелел прийти на концерт с гитарой, на что я недоумённо спросил:
- А что, у Кена проблема с инструментом?
- У него сегодня последний концерт тура и он решил сделать сюрприз и сыграть в конце него джэм с местными музыкантами.
- Тебе ли не знать, что я не гитарист. Да, инструмент у меня прекрасный, но максимум, что я могу – подбрякать что-то простецкое и знакомое.
- Приходи в клуб через полчаса, сам поговоришь с Кеном, и он тебе объяснит.
Последняя фраза звучала в телефоне, а крыльцо, на котором стоял Жора, уже попало в поле моего зрения. Несмотря на то, что в журналистско-репортёрской практике мне приводилось общаться с людьми различных рангов и статусов, на входе в гримёрку Кена у меня подкашивались ноги и был полностью в первые пару минут утрачен дар речи. Лишь врубившись, что передо мной крайне добродушный рок-н-ролльный чувак, который вполне мне годится в отцы, и который всячески подбадривает меня, вызывая к диалогу, я раскрепостился. У меня даже исчезло переживание об уровне моего «инглиша». Кен налил мне чая и подписал буклет, а я ему начал рассказывать, какое его музыка оказала на меня влияние и продолжает оказывать по сей день, какой ловлю кайф, переслушивая её в хрензнаетсколькотысячный раз, и насколько я счастлив дожить до того дня, когда могу запросто с ним поговорить. Возможно, сказанное мной и выглядело со стороны высокопарно, но пафоса там было полное отсутствие. Просто иных слов, говоря с таким человеком, не бывает. Я ему рассказал и про иверийский кавер, о котором он, к моему удивлению, знал. В общем, диалог получался. Он понимал меня, я – волшебным образом его. И вот он мне сообщает:
«Молодец, что с гитарой, мы сегодня джэманём». Тут я ему повторяю то, что говорил Георгию, на что Хэнсли меня, с лукавой искоркой в глазах, подбадривающе подколол: «Неужели ты «Lady In Black» не сыграешь»? И тут до меня доходит: а ведь смогу – там же всего три аккорда!
После разговора с живым Святым (а как ещё назовёшь Создателя Божественной Музыки?) я пошёл разыскивать звукорежиссёра площадки, дабы узнать, куда и как втыкать свой инструмент. Результат переговоров меня, хоть и значительно менее, чем встреча с Кеном, потряс. В отрицательном смысле. Основной пульт клуба увезли на профилактику, и на его месте в тот вечер – резервный, которого вполне хватает для шоу в акустике. Рабочие каналы разобраны полностью: один на одну гитару, другой на вторую, третий на клавишные, и два микрофона, один из которых Кена, второй – переводчицы Гали из Санкт-Петербурга. Остальные семь каналов – сгоревшие. В общем, в линию не воткнуться. И тут на сцене обнаруживаю гитарный комбарь Yamaha. Чекнул его, а он – работает! Втыкаю в него провод, и - звучу! О том, что каналов больше нет, Хэнсли доложили, на что он беззаботно вынес вердикт: «Раз не подзвучить, так хоть видимость создадут да подпоют»! Для ещё двоих молодых парней с гитарами, притащивших свои «банки» (так называются акустические гитары), это оказалось несколько обломно, но не смертельно, и они без обид поиграли на неврубленных гитарах и пропели припевы (которые "ааа ааа ааа аааааааа ааа ааа", если кто не помнит), подзадоривая сидящих и танцующих (такие были!) в зале. Отыграли мы пламенно. Точнее, отожгли в очевидных подтанцовках и еле слышимых подпевках, сливавшихся с припевом-вокализом из зала. Видео в youtube соврать не даст!
После концерта, по прибытии домой, я не мог успокоиться. Пил всю ночь кофе, а в голове всё звучало и звучало: «Я же с Кеном Хэнсли, Человеком, сформировавшим мой культурный фундамент… с Человеком, песни которого формировали мой музыкальный вкус, на одной сцене сыграл»! Это было понимание: вот он, один из Главнейших, если не самый Главный, из дней моей жизни! В 2010 же году, но уже в конце лета, я перебрался в столицу. И надо же такому случиться, что 9 ноября мне посчастливилось торговать мерчем на таком же концерте в арт-кафе «Дуров»! Перед поездкой туда я нарезал две DVD-R-ки с барнаульской хроникой, отснятой двумя разными людьми. Этим вечером Кен не просто меня узнал: приветствовал не рукопожатием, а с открытой улыбкой заключил меня в объятия. Подарку он обрадовался какой-то прямо детской радостью.
Ну а теперь, после столь пространного лирического отступления, переходим, собственно, к главному моему Альбому 1972 года. Услышал я его впервые осенью 1978 года. 1 сентября в наш третий класс пришёл новенький, Коля Э. Папа у него был очень важной персоной. Жили они в просторной квартире с роскошной планировкой и такой стереосистемой, какой я в жизни не видывал ещё долго. С Колей мы быстро подружились и я стал проводить у него в гостях больше времени, чем дома. По крайней мере, пока его родители были на работе, мы после школы зачстую тусовались у него. Слушали музыку. Надо отдать должное вкусу колиного папы: фонотека была у него чудесная! Среди прочего всего однажды мы добрались и до «Дня рождения Волшебника». Услышать его с японской кассеты "Sony", воткнутой в японскую же кассетную деку "Akai" было сродни тому, как услышать музыку сфер, обращённую только тебе, а оттого и понятную лишь тебе одному. Сам Коля был больше на волне набирающего умопомрачительную, маниакальную популярность диско. Хотя и человеческое ему ничто не было чуждо. На наших посиделках звучали Роллинги с Битлами, а также SLADE, SWEET, DEEP PURPLE, RAINBOW, и много кто ещё, ну и, конечно же – URIAH HEEP.
«The Magician’s Birthday», естественно, был не единственным их произведением, но для меня именно он стал самым прикипевшим. Первая песня, уже известная по упомянутому в начале главы каверу, в родном исполнении да ещё на аппарате класса "hi fi", просто парализовала. Я утратил не только способность двигаться и дар речи, но и чувство реальности. Будто оказался в невесомости. И там, где-то в необъятном космическом пространстве я под волшебные звуки «Sunrise» наблюдал всё усиливающийся свет. Когда встречал рассветы в более старшем возрасте, у меня в голове невольно начинало звучать вступление: подобно едва надвигающемуся рассветному свету подкрадывается органчик под «сердцебиение», выдаваемое барабанщиком на бас-бочке. И в момент прорыва солнечного света после барабанного брейкдауна обрушивались остальные инструменты вместе с вокализами. Записано это было где-то совсем в другой цивилизации, в советской действительности ни в коей мере невозможной даже в самых лучезарных снах. Космос космосом, но музыка вкупе с качеством её воспроизведения просто придавила к полу. Каждая следующая композиция подобна ударам: чем дальше, тем сокрушительнее. Разбитная «Spider Woman» окончательно кладёт на лопатки, зловещая «Blind Eye» ослепительной красотой тушит свет в глазах. Проникновенная «Echoes In The Dark» звучит уже как из другого мира. «Rain» приносит не ненастье, но умиротворение. Странно, но, возможно, поэтому у меня к дождям отношение ровное; не убегаю под ближайший навес, а иду дальше даже под ливнем. Хиповский дождь тёплый и нежный. С чувством принесённого им в душу умиротворения ты уже внемлешь умеренно коммерческой, сингловой «Sweet Lorraine». Два же последних трека припасены как бы на десерт. Балладный медлячок «Tales», ради которого в том числе я начал однажды учиться играть на гитаре, оказался настолько же простым, насколько он гениален и совершенен. Но тогда я просто обалдевал: как им удаётся создавать такие потрясающие вещи!?.. И венцом альбома – эпическая десятиминутная титульная вещь, как бы сотканная из нескольких фрагментов, являющих собою неразрывное целое. По завершении же альбома я оказывался на грешной земле, но мир был совсем другим, нежели перед включением записи. Лучше? Чище? Возможно, мне так казалось, но на эти вопросы я готов утвердительно ответить: да!
Сколько бы я с тех пор ни слушал «The Magician’s Birthday», он, уже давно заученный наизусть во всех нюансах, продолжает нести в себе что-то магически-сакральное.
Дабы не отягощать эту и так получившуюся эпической главу дополнительным многобуквием, не стану писать кучу всяких разных других баек, связанных с этим альбомом. По моим прикидкам, таковых и на отдельную двух-, если не трёхсотстраничную, книжку хватит.
Добавлю лишь одно. Когда я уезжал из дома после армейского отпуска, единственное, что (помимо гражданского одеяния) прихватил с собой, была бобина, на которой были «The Magician’s Birthday» и квиновский «Sheer Heart Attack» на второй стороне.
#rock #rock music #uriahheep #uriah heep #keh hensley #hard rock #пристрастные рецензии #меломановый роман