Есть мнение (особенно на Западе), что германский танк PzKpfw VI «Тигр» был идеальной боевой машиной Второй мировой войны, вершиной мировой военной промышленности той эпохи. Это не так. Безусловно, это была выдающаяся разработка. Но «Тигр», наряду с достоинствами, имел и серьёзные недостатки. О них и пойдёт речь далее.
Вначале отметим один момент, к вопросу о «лучшем танке Второй мировой». Некоторые «диванные эксперты» пытаются сравнивать «Тигр» с Т-34 и закономерно попадают впросак. Потому что «Тигр» – это тяжёлый танк, а Т-34 – средний.
Итак, рассмотрим исключительно минусы «Тигра».
№5 Огромный вес
Слишком значительная масса немецкого «хищника» (почти 60 тонн) создавала целый букет проблем. Далеко не каждый мост мог выдержать такой вес. На слабых грунтах «Тигр» легко мог увязнуть: был серьёзный риск посадить танк на брюхо.
Ходовая часть танка испытывала перегрузку и быстро изнашивалась. Двигателю также было нелегко таскать этот вес. Поэтому ресурс мотора был небольшой, и его легко можно было перегреть.
«Двигатель очень плохо переносил перегрузки. Продолжительность его жизни была очень ограничена. Ремонтная группа и ремонтная мастерская работали беспрерывно. Во время маршей я всегда чутко слушал шум мотора. Перегрев вёл к разрушению прокладок во втулках цилиндров, вода из системы охлаждения попадала в цилиндры. Тогда надо было вынимать свечи и убирать воду из цилиндров. После этого «Тигр», и так медленный, ехал ещё медленней. Перегрев также мог сжечь пробковые уплотнения в головке цилиндров, тогда мотор терял масло…»
(из воспоминаний немецкого танкиста Альфреда Рюббеля)
№4 Бензиновый, а не дизельный двигатель
В сравнении с дизельным, расход топлива у бензинового двигателя больше, а запас хода у танка – меньше. Тяга на низких оборотах меньше, чем у дизеля, а это напрямую влияет на проходимость. Также, бензин гораздо более горюч, пожаро- и взрывоопасен, чем солярка.
№3 Трудности с ремонтом в полевых условиях
Из-за большой нагрузки, часто выходили из строя гусеницы, катки и другие элементы ходовой части «Тигра». Быстро отремонтировать их в полевых условиях зачастую оказывалось невозможно. По причине расположения катков в «шахматном» порядке, требовалось снять их все, чтобы заменить всего один. Это было длительным и трудоёмким процессом, на который не всегда противник давал время и возможность.
№2 Неповоротливость, низкая скорость и слабая маневренность
«Тигр» метко бил по советским и англо-американским танкам с дальних дистанций, сам оставаясь при этом для них недосягаемым. А те пытались уцелеть и с ним сблизиться. В ближнем бою «Тигр» становился уязвимым, потому что не мог быстро маневрировать. Опять же, по причине своей огромной массы.
№1 Техническая сложность и дороговизна в производстве
В условиях тотальной войны на нескольких фронтах огромной протяжённости, войска нуждались в постоянном пополнении танками. Но «Тигры», будучи высокотехнологичными для тех лет машинами, требовали огромных средств и трудозатрат для их производства. «Гонку вооружений» в танковой отрасли Германия по этой причине неуклонно проигрывала.
В заключении хочется сказать, что боевая мощь «Тигра» в значительной степени компенсировала его недостатки. Ведь недаром его называют «танком, построенным вокруг пушки» (88-миллиметровой FlaK) – самого результативного противотанкового орудия Второй мировой войны.
Но в целом, «Тигры» стали тупиковой ветвью развития танкостроения. Мировая военная промышленность (в том числе и в послевоенной ФРГ) в итоге пошла по пути советской школы танкостроения.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, какие ещё недостатки имел этот танк?