- Ты же обещала! Я рассчитывала на тебя, уже записалась к специалисту! Нина, как ты могла так со мной поступить? Обмануть родную мать!
- Мама, пожалуйста, не паникуй раньше времени, - Нина из последних сил старалась говорить спокойно. – Я постараюсь занять эти деньги.
- Опять занять, - всхлипнула мама в трубку. – Потом будешь жаловаться, что тебе надо отдавать кредит, что у тебя проценты.
- Ничего я не буду.
- Ещё как будешь. Доченька, тебе уже тридцать лет, пора научиться правильно распоряжаться деньгами. Записывай расходы, не трать лишнего и никогда, слышишь, никогда не ешь в общепите. Только дома! Только то, что сама приготовила, никаких вредных и дорогих полуфабрикатов.
Как мама себе это представляет? Нина – правая рука строительного босса. Кроме неё, конечно, есть менеджер и бухгалтерша, она же и кадровичка. Но всю текучку, все срочные и не очень насущные вопросы решает Нина. Она оформляет документы, консультируется, если надо, с юристами и другими специалистами. Если она не будет обедать в общепите, то не будет обедать вообще. Рабочий день Нины с девяти до шести, пять дней в неделю. Официально. На самом деле: когда до семи, когда до восьми и десяти, Нина остаётся на службе столько, сколько надо.
И если босс требует её присутствия в выходные, то Нина наскоро наводит красоту и спешит в офис.
За такую преданность ей хорошо платят, но почему-то за все пять лет, что она работает у босса, Нина ничего не скопила.
- Когда ты мне точно сообщишь, будут деньги или нет? – строго спросила мама.
- Через неделю.
- Это долго. Я не могу столько ждать.
- Мама, ты со своими зубами лет десять уже ждёшь! Точнее, собираешься делать и не делаешь. Почему теперь неделю не можешь?
- Так и скажи, что тебе наплевать! – окончательно обиделась та. – Мать который год не может себе зубы поставить, а тебе хоть бы что. Вот она, родная дочь, кровиночка! Конечно, зачем тебе мать, тебе главное папочке угодить, да, Нина? А на маму у тебя всегда не хватает что времени, что денег.
Нина отложила в сторону телефон – нет больше сил слушать и оправдываться. Прошло больше десяти лет, как родители развелись, но до сих пор они выясняют отношения и каждый тянет к себе единственную дочь. Жаль, что она у них одна: будь у Нины брат или сестра, было бы намного легче.
Почему мама и папа решили развестись, так и осталось для неё загадкой. Ругались до драки, ревновали друг друга, контролировали каждый шаг – но жили же! Нина выросла, выучилась и тут родители решили, что находиться на одной территории больше нет никакой возможности.
Развелись, разменялись и каждый живёт один, сам по себе. Всё бы хорошо, если бы каждый не тянул к себе её, Нину.
Маме на зубы Нина рассчитывала отдать свои отпускные. На всё не хватит, но в отпуске Нина планировала подзаработать у знакомой в миниотеле. Только босс сказал, что отпуск Нины, похоже, переносится на позднюю осень. Не будет отпуска, не будет и денег.
Мама, наверное, устала жаловаться и отключилась. Зря Нина обрадовалась – позвонил отец.
- Ты мне готовить сегодня собираешься или нет? – сходу заругался папа. – Скоро ужин, а я ещё не обедал!
- Папа, ты холодильник умеешь открывать? – рассердилась Нина. – Я позавчера тебе его затарила полный. Суп сварила, плов, разогревай и ешь.
- Нет ничего. Ко мне приятель заходил, мы всё съели, - немного сбавил тон папа.
Знала Нина, как они съели. Закусили, вот как. И, наверняка, не один приятель, а несколько, вот и смели все продукты разом.
- И кто, интересно, у тебя был? Я его знаю? – уточняла Нина.
- Ладно, доча, не надо ко мне приходить, - ушёл от ответа папа. - Занимайся своими делами, я обойдусь. Если и поголодаю малость, ничего страшного, мне не повредит.
У папы была хорошая пенсия, и к горячительному он прикладывался не часто, но деньги всё равно быстро заканчивались. Тогда он звонил Нине, и она несла материальную помощь. Когда готовой едой, когда продуктами или оплатой коммуналки.
Так и расходилась её, вполне приличная, зарплата. То маме надо, то папе, то у самой сапоги порвутся.
И личная жизнь никак не складывалась. Когда-то Нина мечтала, что у неё будет большая семья: муж, дети, родственники. В праздничные дни они будут ходить в гости к родителям мужа, или к Нининым, или родители с обеих сторон будут сами приходить к ним. Но ей уже тридцать, а кандидатов в мужья всё меньше и меньше. Вроде начинается всё классически: знакомство, прогулки, общение. А через два-три месяца оказывается, что они друг друга не понимают. Кавалер хочет провести выходные на турбазе – Нине надо сделать уборку у мамы или приготовить еду отцу. Он предлагает отправиться к морю на несколько дней – у Нины нет денег даже на купальник. Или есть, но она уже пообещала маме помочь деньгами.
Бойфренд через какое-то время исчезал из Нининой жизни, а она шла плакаться к подруге.
- Откажи маме и потрать деньги на себя, - советовала подруга, ловко разливая по чашкам кофе из турки.
Она, как многорукая индийская богиня, делала несколько дел одновременно: наливала себе и Нине кофе, вытаскивала изо рта маленького сына кусочки сухого кошачьего корма, которые он нашёл в кошачьей миске на полу. Меняла малышу памперс, перемешивала на плите суп и разговаривала с Ниной.
- Не могу, она посудомойку в кредит купила, а выплатить не может.
Подруга закатила глаза и демонстративно застонала:
- Она купила – пусть она и платит! Ты каким боком? Нин, у тебя редкостный случай идиотизма, уж прости за честность. Они же не старые совсем, разве это возраст – за шестьдесят? Сними с шеи маму и папу и всё будет замечательно.
- Как? Они мои родители. Кто им поможет, если не я? Жалко, что они меня одну родили, вдвоём или втроём нам бы незаметно было, - вздыхала Нина.
- Да ты хотя бы сначала на себя трать, а уж потом на них!
- Не получается, - вздыхала Нина. – Хоть уезжай на другой конец страны, во Владивосток, например.
- Они тебя на перроне встретят, - пообещала подруга. – Нина, учись уже, наконец, отказывать.
Нина грустно кивнула. Легко говорить – учись. Как этому можно научиться? Как отказать, когда мама плачет и упрекает в неблагодарности, а папа только тяжело вздыхает и отворачивается? Когда ты – единственный ребёнок в семье, которой давно нет. Но это не освобождает тебя от ответственности и долга заботиться о пожилых родителях.
У подруги Нина не засиделась. Надо заехать к отцу, потом домой. Хорошо бы сегодня лечь спать пораньше, чтобы прийти на работу отдохнувшей и свежей. Но это – как получится. Вполне возможно, что кроме готовки у папы её ждёт ещё и уборка, не в первый раз.