Павел Деревянко против Юры Борисова на заснеженных просторах Пермского края. Примерно так, в нескольких словах, можно описать один из самых необычных российских фильмов из тех, что выходили в прокат в последнее время. Картина, которая не так проста, как кажется на первый взгляд, и не так сложна, как хотелось бы ее авторам.
Нажмите на кнопку, чтобы читать под песню из фильма!
43-летний свердловский постановщик Евгений Григорьев долгое время снимал документальное кино и видеоклипы, ставил спектакли в театре, работал вторым режиссером на съемках фильмов "Территория" и "А зори здесь тихие" и даже успел стать вице-президентом Гильдии неигрового кино и телевидения России. В числе самых его известных работ - документальные картины "Битва за Украину" и "Про рок", но останавливаться на достигнутом Евгений не собирался. Очень уж ему хотелось снять художественный фильм.
Идею для полнометражного дебюта Григорьев вынашивал не один год. Восемь лет он шлифовал сценарий вместе со своим соавтором - Ниной Беленицкой, но во время кастинга все равно пришлось вносить в текст правки. Дело было в нетривиальном выборе актеров: Григорьеву внезапно захотелось видеть в главных ролях Юру Борисова ("Бык") и Павла Деревянко ("Домашний арест"). Если с первым все понятно - он сейчас суперзвезда, и его хотят все, то второму предстояло уйти далеко от своего гротескного комедийного амплуа. Под обоих исполнителей слегка изменили сценарий, а на другие роли позвали Лизу Янковскую ("Ника"), подростка-дебютанта Ярослава Могильникова и других актеров.
Пермский край. Потрепанный "Пазик" продирается сквозь заснеженную пустыню. Внутри автобуса среди местных жителей притаились биатлонист Петр и его молодая жена Настя. По неизвестной причине парочка решила бросить городскую жизнь и осесть в родном селе Петра, где он собрался работать учителем физкультуры. На одной из остановок в "Пазик" подсаживаются художник-алкоголик Саня и харизматичный шаман Виктор, по совместительству бывший уголовник с броским прозвищем Людоед. Завязывается непростой диалог, по итогам которого Петр и Настя понимают, что жизнь в селе не будет легкой.
Вскоре выясняется, что Виктор обитает в соседнем доме, и ближайшей ночью в его избе происходят драматичные события. Раздается шум, Петр выглядывает в окно и видит, как Людоед и кто-то еще волокут по снегу безжизненное тело. Наутро приезжает полиция и фиксирует факт убийства художника Сани, а преступление "вешает" на того, кто помогал Виктору тащить тело. Всем окружающим, включая Петра, очевидно, что виновен Людоед, но местные порядки сильнее. Однако, с таким поворотом не согласен сын Сани, школьник Илья. Он намерен отомстить убийце отца, и Петр, дабы отвлечь мальчишку, предлагает ему сделку: до весны тренировки по биатлону со стрельбой, а потом уже месть...
Многим зрителям поначалу может показаться, что драма "Подельники" - это очередная "чернуха" на тему того, как плохо живется в современной российской глубинке. Воровские понятия, разруха, нищета... Но режиссер Евгений Григорьев далеко не так прост. История постепенно раскручивается в сторону мифологических архетипов и исконно русской этнографии, помноженной на многовековые глубинные традиции. Специально для этого сценаристы даже разработали выдуманный язык, дабы не обидеть никакую национальность и показать, что подобные события могли случиться в любой части необъятной России.
"Подельники" наполнены метафорами и аллегориями. И даже само село здесь - будто бы некое сказочное пространство, существующее в какой-то параллельной, но визуально очень знакомой реальности. Местные жители проводят таинственные обряды, не забывая и о банальной Масленице, а биатлонист Петр повсюду таскает биатлонное ружье, явно передавая "привет" Антону Павловичу Чехову. Но главной искрой и истинным локомотивом истории становится Людоед в исполнении Деревянко. Эдакий древний Леший, которому позволено все. Не будет преувеличением сказать, что здесь актер раскрылся по-новому, и его личная премия на "Кинотавре" - еще одно тому подтверждение.
Режиссер Григорьев заигрывает и с более фундаментальными материями. Трио колоритных старушек, например, явно отсылает к ведьмам из шекспировского "Макбета", а забор из лыж - к чему-то теплому и советскому. Спортивный инвентарь тут вообще выступает в качестве единственно возможного социального лифта, и это до боли смешно.
Форма - хорошо, но с содержанием у "Подельников" все не так уж гладко. Сценарий нельзя назвать идеальным, а количество сюжетных "дыр" - минимальным. Образы главных героев не до конца понятны, а оба конфликта (Петр - Людоед и Илья - Людоед) начинают буксовать, едва начавшись. За визуальными изысками авторы теряют драматизм, а сам фильм застревает где-то посередине: для триллера - недостаточно напряженно, а для комедии - чересчур мрачно.
Но посмотреть "Подельников", однозначно, стоит: в России подобное кино снимают редко, да и сама главная тема, все-таки, очень важна. Григорьев заявлял, что фильм, прежде всего, о милосердии и прощении даже самых заклятых врагов. Эти чувства более продуктивны и созидательны, чем банальная месть. И о таком нужно помнить. Тем более, сейчас.
Оценка CinemaTravel: 6/10
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ГРУППЫ CINEMATRAVEL В TELEGRAM, ВКОНТАКТЕ И ОДНОКЛАССНИКАХ, ТАМ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО!
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:
#фильмы #кино #премьеры #актеры #российское кино