Найти тему
ПОМОЩЬ БИЗНЕСУ

Менеджмент для бизнеса

Всем здравствуйте!

В этой статье хочу поделиться своими наблюдениями и высказать своё мнение по поводу ситуации в сфере бизнеса в нашей стране.

Статья предназначена больше для собственников и директоров бизнеса, с числом работников более 20, где есть иерархия руководителей и необходимость делегирования полномочий. Учить никого ничему не собираюсь, обижать и унижать тоже, но вдруг для кого-то мои размышления окажутся полезными.

Итак, ситуация в экономике страны начала меняться. Причём, нельзя сказать в плохую или хорошую сторону. Экономика как океан, которому всё равно, что о нём думают люди, он живёт своей жизнью: может быть спокойным, а может штормить. Тут кому как повезёт. Экономику сейчас начинает штормить по разным объективным и субъективным причинам. Их даже не стоит обсуждать, потому что, по Нассиму Талебу, "чёрные лебеди" прилетают когда хотят и всегда неожиданно. Если только Вы заранее к ним не готовитесь. В нашей стране почему-то редко кто серьёзно готовится к неприятностям. Когда со всеми вокруг, от кого зависит бизнес, всё договорено, налажено, защита выстроена, и самое главное, на всё на это хватает маржи, то беспокоиться даже не о чём, всё само крутиться. Но океану безразличны ваши дела. Я сейчас даже не говорю о мелкой конкуренции, которая периодически вспыхивает против каждого бизнеса. Там выстроенная система договорённостей улаживает конфликты быстро. Я пытаюсь говорить о глобальных изменениях внешней среды организации. Она тоже меняется по-разному: то медленно, то быстро. То зреет как шторм, сгущая тучи и усиливая ветер, доводя ситуацию до "идеального шторма". То приходит как цунами в хорошую безветренную погоду. Но эффект всегда разрушительный для бизнеса, не для океана. Я считаю, что сегодняшние проблемы бизнеса зрели долго, не один год. Да их ещё толком нет. Но о них уже достаточно давно все говорят, вплоть до первых руководителей страны. И что? Да ничего. Бизнес как жил своей жизнью, так и продолжает жить, ничего не меняя. Надеясь на "авось". Кто-то скажет: а какое мне дело до больших проблем бизнеса? Никакого, если бы от этого не зависела жизнь моя и окружающих меня простых людей, работающих и получающих единственный доход в виде зарплаты в этом бизнесе, содержащих на этом себя и многочисленных иждивенцев: детей, стариков, больных и т.д. Я говорю о социальной ответственности бизнеса, только не той показушной, которую афишируют на Западе, а о реальной. Зависимость проста: бизнес платит работникам и управляет ими, работники вытягивают бизнес. И вот теперь я подошёл к своей главной мысли: как надо платить работникам и управлять ими, чтобы они вытягивали бизнес.

Я искренне считаю, что с этой задачей взаимовыручки хорошо может справиться Система менеджмента качества (далее СМК), описанная в ГОСТах Р ИСО серии 9000. Их 19. Почему-то её воспринимают как новомодную систему, которая должна быть внедрена в любой организации. Отношение к ней как пасынку, лишь бы был сертификат, полезного ничего, потому что всё это мы и сами знаем, да и бизнес хорошо держится только на договорённостях. Только вот на простой необорудованной лодке никто не хочет плыть по океану, даже если за него молятся все многочисленные родственники и друзья. А в бизнесе это нормально. И никто не обращает внимания, что цель СМК – это финансовый успех бизнеса. А Система менеджмента качества на русский язык можно перевести как Система организации эффективного труда. "Эффективного" – это когда отношение цены к качеству оптимально, то есть даёт максимальный эффект от вложенных денег. А дальше каждый собственник бизнеса сам определяет, какой результат ему нужен и сколько он может вложить. Понятно, что он хочет получить больше, чем вложил.

СМК не возникло ниоткуда, её принципы у всех перед глазами. Например, 4 небольшие книги, называемые Уставы Вооружённых сил. В них можно найти ответ на любой общий вопрос из жизни любого военнослужащего. Также все инструкции по безопасности: пожарной, производственной, строительной, эксплуатационной и т.п. Это те документы, про которые говорят, что они написаны кровью. Бизнес не может относиться к спокойной жизни, любой просчёт может привести к его гибели. Именно для предотвращения этого и была оформлена СМК. Повторюсь, она нужна там, где есть иерархия руководителей и необходимость делегирования полномочий. Обычно это свойственно для организации с числом работников более 20. Причина проста: даже самый гениальный человек не может постоянно контролировать более 5 показателей. Например, как директор может держать в голове информацию о финансах, продажах, производстве, ремонтах, закупках, бухгалтерии и так далее. Цезарь мог делать 5 дел одновременно, среднестатистический человек 2-3. Если случается ЧП или другой стресс, то он обычно про все остальные забывает. Автоматизация немного упрощает жизнь, но полностью человека исключить не может. Пока у искусственного интеллекта не получается заменить обычного терапевта, диагноста оборудования или автоответчик в крупной организации. Очень громоздко, дорого и бесполезно. Грубых ошибок много. Поэтому человеческий фактор остаётся важным, я бы сказал незаменимым, в деятельности любой организации как единицы бизнеса. А задачей СМК как раз является контроль и улучшение человеческого фактора. В общем смысле организация как живой организм должна сама решать внутренние и внешние проблемы путем приспособления к ним. Для этого она должна быть готова к этому и постоянно тренироваться, то есть работники должны мочь, хотеть и не бояться пользоваться полномочиями. Для этого нужны те самые лидеры, определения которых до сих пор нет. Их ещё надо правильно расставить в структуре организации, чтобы получился рабочий каркас. А где их взять, если их число не превышает 2 % от общего числа работников? А как с ними не ошибиться, если параллельно существуют активные умники, похожие на лидеров, но не умеющие решать проблемы, а только их создавать. Я называю их "спамерами" от слова "спам". Их примерно тоже 2%, по моим наблюдениям. И с этим хлопотным хозяйством надо управляться. Многие руководители на это способны? Увы. Поэтому до последнего времени СМК серьёзно не занимались, так для виду. Но кризис мировой экономики дошёл и до нас, причём давно. Маржа стала уменьшаться, контроль затрат в большинстве организаций отсутствует или только на бумаге, лидеров выжили как мешающих работать, ввели режимы жёсткой экономии зарплаты и бюджетов не только развития, но и содержания. Да, ещё выросла кредитная нагрузка, потому что у собственника бизнеса закончились деньги на инвестиции. Итог, игнорирование СМК приводит к печальным последствиям когда "золотая жила" бизнеса заканчивается. А могли бы жить, как говорят, без икры на колбасе, но хотя бы с маслом на белом хлебе. Кадры по-прежнему решают всё, поэтому с ними надо тоже делиться, может быть в первую очередь, может быть дифференцировано. Тут есть своя логика, но сегодня не об этом.

Я считаю, что особенностью сегодняшнего состояния СМК в стране является упрощённая трактовка, потому что в ГОСТах написано "организация должна", но не написано как это сделать, что организация сама решает, как это выполнить. Но я уверен, что у меня получилось правильно осмыслить СМК, так как есть положительный опыт по её внедрению на производственном предприятии с численностью 2 тыс. работников.

На этом разрешите закончить этот материал. Если кому понравилось – подписывайтесь на канал, ставьте лайк.

Если кто хочет продолжить обсуждение данной темы, или появились вопросы, то пишите их в комментариях.

Если Ваши вопросы более конкретны и не для общего обозрения, то их можно прислать на почту yuri.kozlov67@yandex.ru. Постараюсь поделиться своим опытом.