Найти тему

Кит Джаретт (Keith Jarrett): мастер сольных импровизаций.

Кит Джаред
Кит Джаред

Кит Джаретт - американский джазовый пианист и композитор.

Он впервые сел за фортепиано в трехлетнем возрасте и быстро в этом преуспел. В семилетнем возрасте Кит дал свой первый сольный концерт, где играл произведения Баха, Моцарта, Бетховена, а также два собственных произведения. В 1962 году, в возрасте 17 лет, он выступил с сольным концертом, состоящим из собственных произведений.

Некоторое время он играл с The Jazz Messengers Арта Блэйки, некоторое время — с квартетом Чарльза Ллойда. В составе ансамбля Чарльза в 1967 году Кит участвовал в гастролях по всему миру, в том числе гастролировал в СССР.

Квартет Чарльза Ллойда с концертом в СССР
Квартет Чарльза Ллойда с концертом в СССР

Какое-то время он играл с Майлзом Дэвисом времен альбома «Live-Evil». Несмотря на сильнейший авторитет Дэвиса, Джарретт, в отличие от Кориа, так и не стал приверженцем нового «микстового» стиля и в начале 1970-х годов вернулся к традиционному акустическому джазу.

Главная особенность Джарретта как импровизатора — его способность «играть ниоткуда», брать идеи из пустоты. Это отмечали многие работавшие с ним: там, где контекст создаваемой музыки диктует лишь более или менее понятные и предсказуемые решения, Джарретт находил совершенно нелинейный, перпендикулярный всем видимым вариантам развития новый путь.

«До концерта у меня нет понимания того, что я собираюсь играть. Если у меня появляется какая-то музыкальная идея, я ее отметаю».
-3

Известны случаи, когда затянувшееся начало концертов (когда Джарретт просто сидел перед клавиатурой и не мог решить, с чего начать) прерывал возглас понимающего человека из аудитории — дескать, давай-ка начни с простого до-мажора.

Джарретт известен своими сольными импровизациями (например, The Köln Concert), которые включают самые различные музыкальные жанры. Кроме free джаза и джазовых баллад он исполняет также академический репертуар.

В 2003 году стал единоличным лауреатом Polar Music Prize. Впервые за всю историю существования премии она не была разделена между несколькими соискателями.

Во всех своих жанровых ипостасях, кроме классической Кит постоянно издает посторонние звуки. Это нельзя назвать пением, и это никогда не было дублированием тех мелодических линий, которые он играл (именно таким «доозвучиванием» самих себя отличаются некоторые импровизаторы). Своими звуками он не сопровождает исполняемую на фортепиано музыку, а словно бы ведет «второй голос» своего многоуровневого композиторского мышления, дает еще один выход мыслям.

Кит уже несколько десятилетий удерживает абсолютный рекорд всех времен и народов: именно им записан самый продаваемый фортепианный альбом соло, знаменитый «The Köln Concert» 1975 года. Эта живая запись — совокупность самых сумасшедших проблем, рискованных поступков и преодолений. Ошибочно выставленный на концерт рояль, который не соответствовал заказанному по ряду ключевых параметров (включая диапазон клавиатуры) и элементарно не держал строй, даже имел механические проблемы с отдельными клавишами; отвратительное самочувствие артиста, вынужденного провести несколько часов в дороге непосредственно перед выступлением. И внезапное хрустальное совершенство на выходе, магия, созданная Джарреттом в ограниченном диапазоне — поскольку ему пришлось умышленно избегать использования проблемных областей инструмента.

«Кёльнский концерт», спонтанная импровизация длительностью более часа в нескольких частях, по-настоящему потряс музыкальный мир, и не только джазовый.

В 2020 году Джарретт перенес два инсульта, его частично парализовало, он потратил два года на реабилитацию, но так и не смог восстановить здоровье полностью... Но главное, что Джарретт жив, у него есть семья и огромное количество фанатов, которые (цитата) будут слушать хоть «Mary Had A Little Lamb», сыгранную им одной правой рукой.

#keith jarrett #джаз #джазовый пианист #импровизатор #композитор #пианист