Найти в Дзене
Natali_Sim

ДИНА РУБИНА_НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ

ДИНА РУБИНА_НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ

//«Каждый человек своими руками лепит сюжет своего романа… Только не у каждого хватит мужества признать, что он не гл. действующее, а эпизодическое лицо» (Д.Рубина "На Верхней Масловке»)

Недавно опять перечитывала Дину Рубину – сборники юношеских рассказов, Я их часто читаю и не разочаровываюсь. Это маленькие шедевры - умные, остроумные, смешные и печальные. Её многотомные книги, написанные в зрелом возрасте, у меня не пошли. Скучно. Попробовала читать её рассказы последних лет – тоже не то. Банально. Скажу о её раннем небольшом романе «На Верхней Масловке» (НВМ). Эта вещь особенная. На обложке приведены слова Д.Рубиной:

«Для меня идеальная любовь – это сильное духовное потрясение. Независимо от того, удачно или неудачно она протекает и чем заканчивается. Я полагаю, что чувство любви всегда одиноко. Даже если это чувство разделено. Ведь и человек в любых обстоятельствах страшно одинок. С любым чувством он вступает в схватку один на один. И никогда не побеждает. Никогда. Собственно, в этом заключен механизм бессмертия искусства»

Я это понимаю так. Если человек прикоснулся к искусству или искусство коснулось его, он не одинок. Для меня таким спасительным искусством является литература – не живопись и не музыка. Перечитываю любимые книги, и это как встреча с прошлым, со старой любовью. А когда в руках новая книга, – это предвкушение неожиданной встречи. По-моему, с книгой невозможно почувствовать одиночества.

В общем-то, книги строятся по одному лекалу. Любовь, счастливая или трагическая, герои – положительные или отриц. Закручивается сюжет, завязываются отношения, и всё плывёт и летит по воле автора или против (бывает и так). Я читала книги гениальных авторов и испытывала, будь здоров, какие потрясения. Чем же меня задела эта маленькая книжечка «НВМ»... Наверное, своей непохожестью, нестандартностью, невероятностью, в которую веришь и принимаешь безоглядно. Любви все возрасты покорны. Аксиома. Но здесь эти отношения не даются явно, привычно, они перевернуты и показаны совсем с другим знаком. Гениальная скульпторша Анна Борисовна (АБ), ну совсем преклонных лет, и её помощник (нянька), молодой мужчина театровед (Петька – Пётр Авдеевич). Несмотря на возраст, АБ сохраняет ясность и живость ума, меткий юмор и интерес к жизни. Их связывает настоящая человеческая любовь (скрытая). Это восхищение личностью, талантом и просто взаимное притяжение, в которое сразу веришь, несмотря на то, что все эти флюиды взаимного чувства выражаются в раздражении, подколах и даже в ненависти.

«Всю жизнь она была уродом. Но всегда кружила головы. Чем брала? Да всё тем же: дьявольским умом. Талантом и могучей, необоримой любовью к каждому мгновению жизни. Она жила в полной мере каждую минуту, были на дворе весна, зима, молодость, старость, оттепель или культ. Она выжила там, где скукожились от страха тысячи других, потому что никогда не боялась, только любила или ненавидела» (НВМ).

И вот АБ умирает, потому что столько уже не живут. Но ведь она осенена гениальностью и сознаёт свою единственность и неповторимость. И не она уплывала из этого мира, а мир уплывал от неё. И она продолжала думать, что жизнь прекрасна, искусство вечно, а любовь бесконечна. И Дина Рубина сумела всё это передать. О её умирании и его окоченении не буду. Не могу. Ему в руки попалась книга «Жизнеописание Карамзина». И он наугад прочитал: «Пора гасить свет». И не мог понять внезапную счастливую боль, которую почувствовал при чтении этих строк. «Пора гасить свет, но для чего сердце не теряет желаний с потерей надежды?»

На мой взгляд, экранизация книги была удачной. Режиссер Константин Худяков, в главных ролях Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов. Прототипом гениальной АБ была выдающаяся скульпторша Нина Ильинична Нисс-Гольдман.