Не то, чтобы об этом вообще нельзя было никак сказать. Наоборот: говорили и говорят так много и по-разному, что в первом приближении даже кажется, что все эти высказывания – о совершенно разных вещах. При этом каждое – и точное, и верное, и направляет, куда надо. Даже не углубляясь во что-то одно, просто из общего культурного контекста, любой навскидку сможет припомнить десятка два из таких попыток выразить невыразимое. И в широком диапазоне по форме, от предельно лаконичных, в одну фразу, – до таких уж кучеряво сформулированных, по сравнению с которыми бедный воображаемый автор тихо курит в сторонке, со всем своим детским лепетом. А некоторые просто палец поднимали, или начинали смеяться, – и тоже до некоторых доходило.
Правда, всегда есть иллюзия, что вот-вот родится окончательная, максимально верная фраза или образ, такая, что б даже самому было понятно. Хотя о невозможности полностью адекватного описания тоже довольно много говорилось.
Фишка в том, что как ни скажи – все сказанное в принципе не может заявленную тему как-то закрыть, или исчерпать, или полностью выразить. И, соответственно, понять тут ничего невозможно: любое понимание держится на словах и образах, а речь-то как раз идёт об ИСТОЧНИКЕ слов и образов – этих и всех вообще возможных. То есть само описываемое явление – большего порядка, чем средство для его описания/понимания.
Максимум, на что можно рассчитывать – найти среди множества известных, или самому для себя сочинить такую последовательность слов, которая как можно меньше привлекала бы внимание к форме выражения и не тащила бы за собой груду ассоциаций. Т.е. такую, которая без всех этих побочных эффектов – как можно эффективнее направляла бы внимание в сторону того, на что тщится указать.
Ну, или нужно так однажды объесться словами, указывающими на другие слова, чтобы в конце концов махнуть рукой на все попытки, плюнуть на все накопившиеся в голове метафоры и символы и, наконец, расслабиться в том, к чему пытался этим кружным путем подобраться.
Потому что – при всей трансцендентальности, неисчерпаемости, невыразимости и пр. – эта такая простая штука, которая и не нуждается ни в словах, ни в нахождении «путей» к ней.
Просто потому, что на самом деле – никому никогда и никак совершенно невозможно без нее остаться.
Вот.