Найти в Дзене
Штабной писарь

БНМАУ Ч.4 Ещё про доргу и дорогу

Такой вот БТС-2, в итоге разруливал последствия «отдыха»
Такой вот БТС-2, в итоге разруливал последствия «отдыха»

В продолжение предыдущей темы, ещё одна имевшая место быть история «про доргу и дорогу». Хотел я её, конечно, в той самой теме прописать, да «много букофф» получалось в повествовании, что по мне, так «не айс».

Год 1987, окрестности Мандал-Гоби. Собрались мы, с батей (давно уже, ныне, покойным), в выходной летний день, отдохнуть «на природе» монгольской. Природа там была, ну прям «не отдыхальная» от слова совсем (одно слово – Гоби), однако ж, в радиусе километров сорока имелась местная «зона отдыха» (о чём в следующих сюжетах расскажу), а также речушка небольшая (ну фактически – ручей), который то пересохнет, то перемёрзнет. И тем не менее – вода, у которой можно скинуть «натёршие ноги чужие сапоги». 😁

Ввиду того, что батя являлся в тот момент самым что ни на есть настоящим доргой (нясяльником), поехали на служебном уазике, забросив в него на всякий случай пару удочек и мелкашку (ТОЗовку, с которой я не расставался в походах и поездках). Ну, всё «чики-пуки», доехали до ручья без происшествий. А вот дальше они начались!... Ручеёк был в тот момент в том месте, метр-полтора шириной, и в глубину меньше полуметра. И по какой-то необходимой такой надобности, захотелось нам его форсировать, ибо, как общеизвестно «на том берегу» всегда рыба жирнее, трава зеленее и вообще, жизнь намного «лучшее». Уазик наш бодро перескочил передком тот ручеёк, однако задком – уже «не шмогла». И задок тот в глинистое дно и бережка погрузился махом. Потаскав уазовского «козлика» враскачку, да потолкав его ручками своими, добились того, что задок выскочил, однако передок тут же занял его место и сел уже «насмерть» - на мост. Пытались пооткапывать, да бесполезно – глина кругом и подложить под колесо ничего такого «самовытаскивающего» нечего ваапще. 🤔

Такие Камазы приехали нас спасать, только с гордой надписью «Центроподвоз» 😁
Такие Камазы приехали нас спасать, только с гордой надписью «Центроподвоз» 😁

Делать нечего, и водила - солдатик пошёл пешкодралом до городка – подмогу звать. А идти то вёрст 30 – 40! Весь день считай. Но, на радость нашу (и совсем, как оказалось впоследствии, нерадость самим встреченным, пересёкся он (водила) на дороге полевой, по которой брёл понуро, с парой наших военных Камазов центроподвозовских). Камазы были транспортными трёхосниками (не вездеходы), с тентовыми кузовами, в которые тонн по 12 муки и всяких консервов было натолкано. Ну и, конечно, подобрали они его, и поехали нас выручать. Так что через пару часов видим – Камазы едут к нам. Один поодаль встал (поопытней). А второй подъезжает на трос нас брать. Пока едет – всё норм. Как только встал – бульк, и на осях сам! Не успели даже трос зацепить. Перед этим вроде прошли пешком, посмотрели грунт – вполне себе пригодный, не болото. Ан нет! Пойма у того ручейка оказалась будь здоров – метров по тридцать в каждую сторону. Идёшь и даже едешь по ней – всё нормально. Только встал – начинаешь погружаться в траву и глину под ней. Даже пешком если! Сам проверял – идёшь, как посуху. Встал – пара минут и по щиколотку в воде уже и глине, ноги с характерным «чмяком» и усилием вытаскиваешь. Так что гружённый Камаз сел просто на всё своё железное пузо.

Само собой поехали на втором грузовике снова - за подмогой. Пригнали, по простоте душевной, из парка нашего, «летучку» – ЗиЛ-131 с будкой. Ну и лебёдка там у него с тросом длинным. Остановилась она, конечно, поодаль. Уазик наш, к тому времени, уже по бампер передок свой погрузил в ручейное дно. Размотали трос, зацепили Уаз, тянем – потянем, а вытянуть и не можем! ЗиЛ вперёд скользит, не хватает ему сцепления с землёй. Пришлось ЗиЛ с Камазом гружёным в сцепку поставить, чтоб не скользил, и только тогда земля монгольская согласилась уазик вернуть, вырвав ему при этом передний кардан – да хорошо мост не оторвался от рессор да рамы! 😳

	Полиспасты мотать – это вам не мелочь по карманам тырить! Целая наука☝
Полиспасты мотать – это вам не мелочь по карманам тырить! Целая наука☝

Ну ладно, уазик спасли. Кардан скрутили – на заднем мосту доедет. А с Камазом то что теперь делать? 12 тонн груза плюс массу самого его, железного, летучкой никак не вытащить из «болота»! Поехали за БТСом 🤷‍ (тягач гусеничный, на базе танка). Уже вечерело, когда БТС тот прибыл к месту самой настоящей уже «спецоперации». И дёргал он Камаз, и скользил всеми гусёнками, и цеплялся за второй Камаз – бестолку. К тому времени гружёный страдалец уже вместе с рамой в «болоте» - почти по двери сидел!

Короче всё это спасательное действо ушло в глубокую ночь, потребовало установки осветительных прожекторов, разворачивания полиспастов и прочего всякого такого – ибо ждать до утра был не вариант – от Камаза к тому времени только верхняя половина, в лучшем случае, из болота бы торчала… Вот запамятовал, пробовали ли его разгрузить. 🤷‍ Короче с помощью полиспаста вытащили Камаз, спасли продукты, и к утру собрались на отдых в городке уже… Вот только этого всего я уже не видел – воспользовавшись юным возрастом и тем, что «детское время» вышло, уехал к ночи домой, вверив всё остальное в руки профессионалов! Выходной день, таким образом, прошёл «удачно». 👍 😁… Продолжение следует