Николай Каманин – имя прославленного лётчика, принимавшего участия в спасении экипажа и пассажиров во льдах Арктики парохода «Челюскин», вошло в историю авиации. А вот имя его старшего сына Аркадия известно не многим. Самого молодого лётчика Великой Отечественной, ждало блестящее будущее, ведь уже в возрасте и 14 лет, подросток ,освоив технику, сел за штурвал У – 2, но судьба распорядилась иначе.
Аркадий появился на свет в 1928 году. С самого раннего детства он полюбив небо и самолёты, все свободное время проводил на аэродроме рядом с лётчиками и техниками.
Упорный характер и врождённое трудолюбие позволило ему досконально изучить боевые машины, бывшие на вооружении в авиакорпусе отца.
В 1942 году, вместе с отцом, он направился на фронт, мол, "доучусь после войны" , так на вопросы старших отвечал подросток.
Лётчики часто брали его с собой на задание, двухместная кабина самолёта связи это позволяла, используя такую возможность, паренёк осваивал управление бипланом.
"По схеме самолёт У-2 — одномоторный двухместный биплан расчалочной конструкции с мотором воздушного охлаждения М-11.
Массогабаритные характеристики
Общая длина самолёта — 8170 мм.
Масса пустого учебного самолёта:на колёсах — 752 кг,
на лыжах — 758 кг.
Нормальный полётный вес:учебного самолёта 1012 кГ,
бомбардировщика — 1400 кГ,
санитарного самолёта — 1472 кГ.
Скорость:
максимальная — от 130 до 150 км/ч,
Потолок — 3800 м.
Дальность беспосадочного перелёта (по топливу) — 350—400 км"
Источник информации: https://ru.wikipedia.org/wiki/У-2.
Однажды, находясь на боевом задании в кабине У-2, когда пилот получил ранение, он самостоятельно довёл машину до аэродрома и посадил её на взлётно – посадочную полосу, доказав, что готов к самостоятельным полётам.
Так в июле 1943 в 432 отдельной авиаэскадрилий связи появился новый 14-ти летний летчик, которого сослуживцы ласково называли Летунок.
Свой первый орден «Красной звезды» Аркадий получил за спасение лётчика – штурмовика.
Пролетая, в качестве связного, Каманин обнаружил на нейтральной полосе подбитый Ил – 2, поскольку фонарь кабины находился в закрытом состоянии, Аркадий предположил, что возможно пилот ранен. Посадив свой У -2 рядом, он сумел не только вытащить лётчика из кабины и дотащить его до своего самолёта, но и извлечь фотоаппаратуру, которая использовалась для ведения воздушной разведки.
Второй орден «Красной звезды», Аркадий Николаевич, назовём его так с уважением, получил за то, что в 1944 году при нападении отряда бандеровцев на штаб фронта, сумел под огнём бандитов поднять свою машину в воздух и провести штурмовку, забрасывая гранатами нападавших.
Это позволило с успехом отбить несколько атак врага. Скажу, повезло офицерам штаба и охране, что в это время, юный лётчик прилетел туда с донесением.
Более значимую награду Аркадий получил весной 1945 года. Война была на пороге своего окончания, но враг оборонялся и переходил в контратаки с отчаянием обречённых.
В Чехословакии около города Брно действовал партизанский отряд, для корректировки действий которого, командиру надо было доставить секретный пакет и батареи для радиостанции.
Учитывая опыт, профессионализм и удачливость, старший Каманин послал выполнять это трудное задание своего сына.
За время войны, Аркадий совершил 650 вылетов, налетав 283 часа, кроме двух орденов «Красной звезды», на его груди сверкали орден «Красного знамени», и медали «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». В конце 1946 года, он сумел не только успешно сдать экзамены за курс средней школы, но и поступить в Военно – воздушную инженерную академию имени Жуковского.
Впереди у боевого одарённого лётчика было блестящее будущее, но судьба распорядилась по иному, после тяжёлой болезни старший сын Каманина Аркадий скоропостижно ушёл из жизни.
Ему было всего 18 лет.