В феврале 2022 года Москва признала независимость Донецкой и Луганской народных республик. Недавно их официально признали Сирия и КНДР.
Не так давно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сказал, что его страна не будет признавать такие «квазигосударственные территории» как ДНР и ЛНР. Тот самый Токаев, чья власть ещё в январе висела на волоске и была спасена контингентом ОДКБ, а по сути Россией. Немногим ранее в Нур-Султане заверили Запад, что казахстанская территория не станет площадкой для обхода санкций в интересах России.
«Мы будем соблюдать санкции. Несмотря на то что мы являемся частью экономического союза с Россией, Белоруссией и другими странами, мы также являемся частью международного сообщества»,
– сказал первый замглавы администрации президента Казахстана Тимур Сулейменов.
Официально это аргументировалось опасностью попадания страны под вторичные санкции США и ЕС, но если смотреть с российских позиций и называть вещи своими именами, то наш союзник по ОДКБ и ЕАЭС подсобил политике Запада по экономическому удушению России.
Вдобавок ко всему, Токаев поручил диверсифицировать маршруты поставок нефти в Европу с использованием Транскаспийского пути, который пролегает в обход территории России. Это особенно показательно на фоне планов руководства Евросоюза отказаться от российских энергоносителей.
Есть нюансы и с нашим самым близким союзником – Белоруссией. Она не только входит в ОДКБ и ЕАЭС, но и образует вместе с Россией Союзное государство. Во время попытки прозападного госпереворота в стране в 2020 году внутреннюю стабильность и власть Лукашенко удалось сохранить тоже во-многом благодаря твёрдой поддержке со стороны России. И сегодня Россия гарантирует Белоруссии безопасность на фоне обострения противостояния с НАТО и украинского конфликта.
СМИ сообщают, что фактическая торговля Белоруссии с Донбассом и Крымом идёт, и белорусские продукты регулярно появляются на крымских, донецких и луганских прилавках. Однако от официального признания ЛНР и ДНР Минск тактично уклоняется, поясняя, что это будет вопросом консультаций (или торгов?) с Москвой. О признании Крыма белорусский лидер Александр Лукашенко высказывался более определённо. Анонсировалась даже информация о запуске с 26 мая железнодорожного сообщения из Минска в Крым, пусть даже в виде двух прицепных вагонов к поезду Москва – Симферополь, заходящего в белорусскую столицу. Но вот уже середина июля, а о приезде такого поезда в Крым не слышно.
Не спешит с налаживанием взаимодействия с Крымом и признанием ЛДНР ещё одна союзница России – Армения. Зажатая в неприятельских тисках Азербайджана и Турции, она продолжает существовать как государство благодаря России. Иначе война в Нагорном Карабахе осенью 2020 года имела бы совсем другой финал – ещё более неприятный для Еревана. Хотя, в самой Армении бытует мнение, что нынешнее руководство страны во главе с Николом Пашиняном ради восстановления отношений с Турцией и нормализации с Азербайджаном готово поступиться Нагорным Карабахом, а, быть может, даже некоторыми территориями собственно Армении.
Наконец, в ещё одной союзной нам стране, Киргизии, тоже отметились демаршем: запретили показ российских фильмов о событиях в Донбассе, отозвав выданные ранее прокатные удостоверения. Официально сослались на усугубившуюся международную ситуацию и нейтралитет государства. Весьма удобная позиция: когда нужна российская помощь говорить про союзничество, а когда требуется дистанцироваться от Москвы – напоминать о нейтралитете.
С такой тенденцией мы скорее дождёмся приезда в Крым или Донбасс Башара Асада или Ким Чен Ына, а возможно даже иранского лидера Ибрахима Раиси, чем руководителей союзных нам постсоветских государств.
Вполне понятен праведный гнев патриотически настроенных политиков и отечественных СМИ по поводу того, что союзники России являются союзниками «не до конца», не имеют права считаться таковыми и не должны рассчитывать на помощь от России. Звучат даже предположения, что такие союзники оставляют себе пространство для манёвра на случай, если в противостоянии с Западом Россия потерпит поражение.
Конечно, ставить вопрос об избирательном понимании союзничества странами ОДКБ-ЕАЭС можно и, наверное, нужно. Как можно и нужно делать выводы из этого. Но справедливости ради требуется подсветить ещё одну сторону медали.
А именно, не говоря уже о признании независимости республик Донбасса, задуматься, насколько воспринимают Крым российской территорией отечественные государственные компании и крупные экономические субъекты.
Начнём с банков. Такие гиганты как «Сбербанк», ВТБ, да и все прочие по-прежнему не зашли в Крым («сберовский» пятизвёздочный отельный комплекс «Мрия» на ЮБК не в счёт). Президент России Владимир Путин столько раз призывал банки начинать работу в Крыму. Раньше руководители этих банков объясняли, что начало работы в Крыму будет означать попадание финансовых учреждений под западные санкции и огромные потери. Но теперь-то все мыслимые и немыслимые санкции на них наложены. Так чего они сейчас ждут? Подозрения закрадываются самые разные.
Не работают на полуострове и полноценные мобильные операторы России. В регионе можно приобрести и использовать СИМ-карту МТС, но официальных офисов сотового оператора там нет. Все остальные российские операторы за услуги связи с Крымом взимают плату, как в роуминге, что в принципе характерно для связи с зарубежьем.
Отсутствуют в Крыму и основные российские сети гипермаркетов. Ни «Магнита», ни «Пятёрочки», ни «Азбуки вкуса», ни других крупных продуктовых ритейлеров вы здесь не найдёте (исключение – гипермаркет «Ашан»). Как не найдёте автозаправочных станций «Лукойла», «Транснефти» и прочих российских компаний.
Может быть так обстоят дела только с крупным бизнесом? Ан-нет, с государственными компаниями та же история. В Крыму официально не работают «Российские железные дороги», вместо них действует самостоятельное местное госпредприятие «Крымские железные дороги». Аналогичная ситуация в электроэнергетике, где отсутствуют «Россети», но работает региональное госпредприятие «Крымэнерго». Не работает в Крыму и «Почта России», функции которой заменяет опять-таки местная госкомпания «Почта Крыма».
Конечно, жители Крыма не испытывают критических проблем от отсутствия всех этих банков, торговых сетей и государственных корпораций. На полуострове работают собственные банковские учреждения, магазины, операторы мобильной связи и ресурсоснабжающие предприятия, обеспечивающие потребности людей. Но осадочек остаётся от того, что, видимо, не все государственные и бизнес-структуры в России воспринимают Крым как часть России и чего-то выжидают…
Время сейчас военное и пора бы им всем определиться. Не хотят – надо «помочь». Ведь на горизонте перед Россией стоят более масштабные задачи, такие как восстановление экономики республик Донбасса и освобождённых регионов бывшей Украины: Херсонской, Харьковской и Запорожской областей.