Найти тему
О прожитом и узнанном

Поневоле станешь консерватором, узнав о подобных новациях в школьном обучении…

Старший внук осенью должен идти в первый класс.

На днях предложил дочери озаботиться приобретением старых советских учебников, поскольку и в инете, и на слуху повседневно только и слышишь о том, что в современных учебниках не только дети, но и родители разобраться не могут. Говорят, что в них сам чёрт ногу сломит.

А дочь мне в ответ: «И как ты себе это представляешь? В школе ребёнок будет учиться по одним учебникам, а дома по другим? Сейчас по Петерсону учат».

Я и примолк. Что за Петерсон, кто такой, не знаю.

Почти по Ильфу и Петрову: «Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер?».

Но там юмор, сатира, а здесь серьёз, реальная жизнь маленького, родного человека.

Решил узнать об этом пресловутом Петерсоне.

И вот что накопал в инете.

Из открытых источников.
Из открытых источников.

«Людмила Георгиевна Петерсон — педагог-методист, доктор педагогических наук, разрабатывала курс непрерывного математического образования. Первые пособия предназначены для детей трёх лет, (здесь и далее выделено автором) последние — для учеников девятого класса. В 1990-е годы методику стали широко использовать в детских садах и школах.

В отличие от традиционного метода, система Петерсон подразумевает, что до всех решений ребёнок должен дойти сам».

Опаньки!..

Это как?

А вот как:

«В традиционной школе умножение проходят так: учитель пишет выражение, например, 5+5+5, а потом говорит, что это можно записать проще, вводит новый знак, понятие множителей, объясняет правила.

В системе Петерсон появляется другое задание. «В школе 856 учеников. К празднику каждому решили купить книгу по цене 120 рублей. Сколько стоит покупка?» Ученики пробуют написать 120+120+120… но быстро понимают, что так не получится, нужно придумать, как по-другому записать выражение, в котором много одинаковых слагаемых. Они ищут свои способы и в итоге постепенно приходят к идее множителей.

Работает принцип «не школьник для математики, а математика для школьника». То есть ребёнок не только и не столько осваивает школьную программу, сколько развивает мышление».

Это что же, предлагается наплевать и забыть все знания и опыт, накопленные человечеством за тысячелетия, заставить малолеток из начальной школы начинать познания сызнова? А чего не с пещеры каменного века? Пускай своим умом доходят до того, что уже давно постигла человеческая цивилизация.

Раз уж речь зашла об умножении, то приходится напоминать, что

«Таблица умножения, она же таблица Пифагора — таблица, где строки и столбцы озаглавлены множителями, а в ячейках таблицы находится их произведение. Используется для обучения школьников умножению.
В России первая таблица умножения была издана в 1682 году в первой печатной математической книге на русском языке, называвшейся «Считание удобное, которым всякий человек, купующий или продающий, зело удобно изыскати может число всякие вещи…».

И всё это прикажете похерить для ребёнка, пусть сам, с нуля изобретает свою систему? И ради чего? Только для того, чтобы у послесадовских детей «развивать мышление»?

Внук, собирающийся в школу, своё мышление, например, развивает шахматами.

Правда, сторонники Петерсон приводят «ломовой» довод:

«Многие участники математических олимпиад разных уровней занимались в начальной или средней школе по учебникам Петерсон».

И что? Чем хотите удивить и в чём убедить?

Замечу, что такие великие и выдающиеся математики России и Советского Союза, как

Леонард Эйлер, Николай Лобачевский, Михаил Остроградский, Виктор Буняковский, Пафнутий Чебышев, Александр Ляпунов, Алексей Крылов, Сергей Бернштейн, Николай Лузин, Павел Урысон, Андрей Колмогоров, Иван Виноградов. Николай Жуковский, Софья Ковалевская, Сергей Лебедев, Андрей Марков, Владимир Стеклов, Владимир Арнольд и, наконец, Михайло Ломоносов учили математику не по Петерсон, а старым консервативным методом.

И ничего, большинство, если не все, стали академиками, выдающимися учёными.

А нам – про олимпиады… Про доктора педагогических наук, педагога-методиста…

Интересно, сколько лет тот методист по своему методу преподавал математику в школе, с 1-го по 9-й класс?

К слову, упомянутый в списке В. Арнольд "был известен как популяризатор современной науки и как яркий полемист, боровшийся с деградацией высшей школы в России и за рубежом". Умер он в 2010 году.

Судя по тому, что вижу на телеэкране и в жизни, деградацию не осилил, не успел, наверное.

Хотя

«В 2014 году учебники Петерсон исключили из официальной школьной программы. Сейчас учебники по закону могут использоваться в школе, если педагог посчитает нужным, в качестве дополнительных пособий».

Да и трудно было не исключать из школьной программы такое:

"Эффективность программы сильно опирается на учителя. Он должен уметь вести научную дискуссию, а не просто объяснять тему и давать шаблонные решения. Педагог должен знать, как организовывается работа в группах и строится диалог с учениками.

Если педагог не умеет работать по Петерсон, результаты будут плачевные. Дети сидят над домашкой в слезах, а родители разводят руками — из-за непривычного построения учебника помочь ребёнку весьма трудно. Поэтому важно, чтобы педагог знал, как подавать материал по этой методике».

Представьте на минуту «научную дискуссию» между учителем и 7-10-летними учениками.

Поэтому-то и будут дети сидеть «над домашкой в слезах, а родители разводить руками».

А где же взять нужных «по Петерсон» педагогов из тех, кто за прошедшие 30 лет получал образования в педвузах?

Но даже если таковые и найдутся, я плохо представляю, как школьники во время урока станут сами «постепенно приходить к идее множителей», не получив никакой теоретической базы. Много ли сегодня в нашей школе маленьких пифагоров? Один-два на класс, или один на школу? А если таковых за школьный урок не найдётся, то что, побоку освоение школьной программы? Ведь

«…у Петерсон ребёнок должен докопаться до решения сам».

А чего останавливаться только на математике, только на школе?

А не замахнуться ли нам на все предметы, на науку и профессии.

Представим - приходит новичок, ученик к профессионалу, а тот ему: а ты сам додумайся, как надо делать.

Вот уж мышление разовьётся.

Но возвратимся к «научной дискуссии» между учителем и ребёнком.

Хочу продемонстрировать уровень подобной «дискуссии» -

«Петерсон считает, что ассоциации и наглядные картинки помогают эффективно усваивать информацию, поэтому учебники снабжены красочными иллюстрациями. Чтобы ребёнку было интересней ориентироваться в материале, вводятся сказочные персонажи — гномы, эльфы, три поросёнка».

Как вам такой уровень?

Поэтому, конечно же, большинству родителей трудно понять, чему учат в школе их ребёнка, чем он там занимается.

Но это автор метода и его сподвижники предвидели:

«Метод Петерсон, скорее, сложен для родителей — бывает трудно отойти от привычных понятий об обучении и свыкнуться с необычными заданиями. Детям, которые не обременены стереотипами о том, «как должно быть», формат Петерсон нравится».

Ещё бы детям не понравилось продолжение в стенах школы общения с гномами, эльфами, поросятами. Тем более, что этим метод Петерсон не ограничивается.

«Помимо визуальных рядов и ярких иллюстраций, учебные пособия по методике преподавания Петерсон составлены так, чтобы ребёнку было увлекательно учиться.

Например, записывать решение задач, примеров, рисовать, соединять фигуры, решать ребусы можно прямо в учебнике — просто вписываешь ответ в нужное окошко (что-то от ЕГЭ. Прим. автора). Большое число заданий — сравнить, найти закономерность, решить ребус, раскрасить правильным цветом, закончить узор, объяснить почему так, а не так. И это всё — прямо в пособии».

Позвольте, а где здесь математика, при чём тут она?

Мне всё это напоминает то, чем дети занимаются в детском саду. И так до 9 класса? А почему уж тогда не до 11-го?

К слову, нам запрещали пачкать учебники и, тем более, рвать их. Одно время нам бесплатно выдавали все учебники для определённого года обучения. А в конце учебного года мы сдавали их обратно в библиотеку.

Но, полагаю, о Петерсон и её методе достаточно.

В заключение немного из прожитого, из своего опыта освоения той самой таблицы умножения. Воспоминания 65-летней давности.

Моя мама всю жизнь преподавала математику. Сначала в нескольких школах – начинала во время войны по распределению – потом в техникуме при АЗЛК.

Когда мы с ней ездили летом в деревню к бабушке, то по дороге от станции – а это 5 км. – она меня «гоняла» по таблице умножения, которую мы учили в школе ( не "по Петерсон", а старым, дедовским способом). Спрашивала вразбивку: сколько будет, если умножить?... И понеслось...

А я отвечал.

В классе я был одним из лучших по математике. Как, впрочем, и по другим предметам. Кроме иностранного.

Тогда существовала система. Система, заложенная не методистом с простой русской фамилией Петерсон, а бравшая свои истоки от великих педагогов Ушинского, Макаренко, Сухомлинского…

Поэтому-то в то время и ракеты запускали, и крупнейшие в мире гидроэлектростанции строили, и балет на весь мир гремел. И ездили на своих поездах, летали на своих самолётах…

"Своих" - это не тех, что в собственности какого-то частника, а были спроектированы, сконструированы и созданы отечественными специалистами, инженерами и рабочими.

Но вот, что делать с внуками, ума не приложу? Опасаюсь, что выйдут из стен школ неучами.

Хотя, оглядываясь вокруг, замечаю, что троечники лучше всех устраиваются в нынешней жизни.

Это раньше нам в пример ставили Володю Ульянова, с его золотой медалью за успехи в учёбе.

Нынче иные времена.

Все факты взяты из открытых источников или из прожитого автором, мнение и выводы – автора.

Подписка, лайки, комментарии читателей – приветствуются.