На этой фотографии я рядом с доктором Рубеном Даво - имплантологом мирового уровня. Под руководством Даво в 2018 году в крупнейшем в Европе кадавр-центре в г. Аликанте я совершенствовал свои профессиональные знания и оттачивал навыки. В результате получил диплом «Концепция Zygoma и установка cкуловых имплантатов в сложных клинических случаях».
Я извлек из своего архива именно эту фотографию не просто так. Она, на мой взгляд, может послужить поводом к разговору: повлияет ли нарастающая международная изоляция России на качество подготовки стоматологов? Этот вопрос звучит все чаще. Мой ответ однозначный: да, повлияет и весьма негативно. И никаких иллюзий тут строить не следует. Может в отечественном сельском хозяйстве, как утверждают по ТВ, от санкций все разом зацветёт и заколосится (я в этой отрасли не специалист и подтвердить столь оптимистичный прогноз не могу), а в медицине, и в частности стоматологии (впрочем, как и любой науке), изоляционизм противопоказан. Нет, это абсолютно не означает, что завтра в клиниках пациентов будут встречать косорукие терапевты и хирурги-мясники. Конечно, нет. У нас прекрасно подготовленные специалисты. Они профессионально выполнят весь комплекс необходимого стоматологического лечения. Не стоит опасаться. У российской системы медицинского образования большой запас прочности.
Речь идет о более сложном лечении, которое требует освоения передовых технологий и новых методик хирургического лечения, авторами которых чаще всего являются западные доктора. И чтобы овладеть всем этим, университетского образования маловато будет. Нужен особый подход. В его основе - вовлеченность в международную научную деятельность, освоение передовых методик, обучение проведению высокотехнологических операций. И заочно эту подготовку никак не пройти. Переписка с иностранными коллегами и просмотр курсов на ютьюбе - не выход. Нужно личное общение с авторами и разработчиками новых методик. А главное, лишь под их непосредственным руководством максимально эффективно нарабатывается практический опыт и осваивается новая сложная оперативная деятельность. Только после этого можно считать себя вправе внедрять в операционной что-то принципиально новое и сложное, наработанное "за бугром". Бранемарк, Даво, Пало Мало, Апорисимо, Урбан - это основатели научных школ, которые известны всему передовому стоматологическому сообществу. Учиться в этих школах - не только мечта многих, но и профессиональная потребность.
Конечно, российская стоматологическая наука не стоит на месте. У нас есть выдающиеся ученые и хирурги высочайшего уровня. Их авторитет непоколебим. Они внедряют, развивают и совершенствуют мировые стоматологические практики. Уверен, многих из них мы скоро увидим в качестве преподавателей Школы клинического мастерства при нашем Центре. Тогда у рязанских стоматологов появится прекрасная возможность качественного повышения своей профессиональной квалификации. Однако говорить, что своими силами мы перекроем потребность в освоении всех новаторских методик, просто безответственно.
В настоящий момент мы оказались отрезанными от мировых стоматологических знаний и технологий. А шапкозакидательский лозунг «Сделаем все сами» для медицины просто безнравственен. В медицине нет и не может быть тотального импортозамещения (тотальное - значит «все и сразу»), а может быть лишь импортокопирование. А копия, как правило, всегда хуже оригинала. Но пациенты не должны страдать и ждать, когда мы что-то скопируем и произведем свое.
Возвращаюсь к фотографии, которую я сегодня опубликовал. Благодаря обучению у Рубена Даво я научился и получил право осуществлять сложные операции по установке скуловых имплантатов. В рязанском регионе такие операции еще не проводились. А теперь будут. Значит, я смогу помочь очень многим пациентам. Это единичный случай, но и конкретный пример тому, что международное сотрудничество в сфере медицины необходимо.