Про события 23 мая 2021 года написано много — от постов в социальных сетях до книг и документальных фильмов. Но суть неизменна, в Беларуси приземлился иностранный самолет, который якобы принудительно посадили власти страны, чтобы арестовать Протасевича и Сапегу, что находились на борту, сообщив о минировании воздушного судна. Зачем?
Тут начинаются первые когнитивные искажения оппонентов власти. Мол, для «режима они могут дать много ценной информации». Хмм, бывший редактор крупного экстремистского канала и его девушка, которая размещала личные данные силовиков и госслужащих? А почему бы тогда не посадить летевший неделей ранее самолет с Тихановской, Вечерко и прочей уголовной свитой?
Реальность была прозаичнее. В офисе Тихановской, как и во всех смежных структурах Литвы и Польши, было и есть несколько отличительных черт — отсутствие солидарности, уважения и ответственности. Какие действующие лица, такой и коллектив. Потому все их инициативы так и называются, проецируя внутренние проблемы, — Честные, Солидарные, Единые и тому подобные. Видел я это все изнутри в Литве, когда каждый готов сожрать другого за деньги или эфемерный контроль над чем-то. Так и случилось с Протасевичем. Деньги, неудобные вопросы, что он задавал, зависть окружающих. Парня слили, но публично устроили попытку обвинить Беларусь.
Инициатива явно была инспирирована спецслужбами Литвы и координировалась на уровне правительства. Ну давайте посмотрим. Комиссия ICAO, Международная организация гражданской авиации при ООН, за более чем год с момента инцидента не нашла ни единой связи правительства Беларуси с данным инцидентом. Кроме того, стоит заметить, что созывать комиссию никто особо и не спешил. Случилось событие спустя более чем 3 месяца. И это немаловажный аспект. Начали собирать сведения со всех стран и сторон. Маршрут из Греции в Литву, сервис анонимных писем в Швейцарии и прочие задействованные стороны. Вкратце резюмируем некоторые умозаключения оттуда, потому что все сводится к догадкам и домыслам, ни одного утверждения в отчете нет. Пусть это будет диалог.
— Беларусь не предоставила подтверждений получения двух электронных писем о гипотетическом минировании, а значит не могли знать заранее, когда начали реагировать и связалиcь с рейсом RyanAir.
— Поздно обратились, у нас так долго не хранят техническую информацию о получении письма.
— Но вот литовцы заверяют, что письмо было белорусской стороной получено лишь одно, которое пришло после связи с пилотами самолета, а не два, значит вы все врете!
— А еще литовцы признали в Сейме Тихановскую президентом Беларуси и вводили против нас санкции задолго до инцидента. Почему нужно верить тем, чьи сотрудники спецслужб пытаются вербовать белорусов, называя Беларусь вражеской страной? Давайте говорить объективно, если бы кто-то хотел такую операцию провернуть, то единственным доказательством непричастности была бы отправка письма о ложном минировании до связи с пилотами. Вы, действительно, думаете, что тут можно было облажаться? Нет, это слишком просто — отправить письмо. Настолько просто, что это могли сделать не только в Беларуси, но и в любой точке планеты. Но это лишено смысла и против наших государственных принципов, чтобы таким заниматься. Тем более, кто такой Протасевич, говоря честно, чтобы ради него нарушать свои же законы? Ну арестовали, что это поменяло? Ничего глобального. Арестовать его были обязаны, этого не могло не произойти по закону. Где хоть одна причина, чтобы так рисковать? Их нет.
— А вот же, Беларусь не предоставила записи с камер наблюдения в терминале, где были пассажиры!
— Зачем нам их хранить так долго, если речь шла про ложное минирование самолета, а не аэропорта.
— Ну вот же кадры в документальном фильме ОНТ, где Протасевич показан.
— Так документальный фильм снят спустя считанные дни после инцидента, и взяли исключительно отрывки, где преимущественно Протасевич и был, потому что в отношении него есть уголовные дела в Беларуси. Это материалы следствия, но причем тут все остальные съемки? Еще бы позже обратились.
— Ах вот же у вас диспетчер сбежал в Грузию и рассказал всю правду.
— Сбежал, уехав в отпуск, позже почему-то исчезнув в Грузии на несколько недель и внезапно объявившись, давая показания против Беларуси. И ни у кого не возникает вопросов, куда он в Грузии исчезал. Это первый момент. Вторым вопросом является то, что будь даже гипотетически какой-то вопрос с ложной подачей информации с белорусской стороны, его бы выпустили из нашей страны? Конечно, нет. Если уж про Беларусь и спецслужбы выдумывают столько баек, то почему тогда это не работает тут? Потому что это не удобно по версии оппонентов. Кстати, а никто не хочет сказать, куда магическим образом исчезли пилоты RyanAir и диспетчеры аэропорта в Вильнюсе. Вопрос риторический.
— Так ведь была даже рекомендация Европейского агентства авиационной безопасности не летать над Беларусью.
— Давайте мыслить здраво. Никто на Западе в сфере авиации до расследования ICAO не знал полноценно, где правда, а где нет. И пока для них ситуация формально оставалась непонятной, они выпустили рекомендацию о мерах обеспечения безопасности. Просто на всякий случай — и относиться к этому надо спокойно. Вы же не переживаете, когда на уголовных судах в качестве меры пресечения до определения вины подозреваемых содержат в СИЗО, а по гражданским и хозяйственным делам замораживают счета и недвижимость. Так и тут, это их рекомендация, пока им там не станет понятно. Кстати, пассажирские перевозки были прекращены над нашим государством, а карго-суда, которые грузы перевозят, летали спокойно. Значит речь шла не о возможности ложного минирования и последующей посадки, а сводилась сугубо к вопросу ареста пассажиров. Все последующие запреты и отказы летать были приняты странами и авиакомпаниями.
— Но ведь против Беларуси были введены санкции многими странами Европы, чем не доказательство?
— Единственное, что это доказывает, лишь желание вводить санкции, которые были и ранее. Никакой связи между отчетами ICAO и действиями западных политиков нет. Санкции не являются никакой обеспечительной мерой, потому что не относятся к авиации, а являются ничем иным, как карательным инструментом. Проще говоря, это узаконенное беззаконие, когда какие-то страны сами решают, как наказывать другие государства, что происходит еще и при полном попустительстве ООН, доказывая лишь факт того, что международное право мертво и на Западе ничего не стоит им пренебречь.
— Так ведь в отчете написано, что правительство Беларуси дало указание посадить самолет.
— В отчете такого нет, ставится лишь под сомнение утверждение о получении электронного письма с информацией о минировании еще до связи с пилотами борта RyanAir. И это сомнение основано на данных, предположительно от сервиса анонимных писем из Швейцарии, который отказался публично давать дополнительную информацию, сославшись на неразглашение в связи со следствием в стране, полученных при «содействии литовского правительства». В чем была проблема у структуры ООН напрямую обратиться к швейцарскому правительству и их МВД — вопрос хороший, раз почему-то единственная, вызывающая сомнение в нашей версии, информация получена от Литвы. А вопрос доверия к этой стране и ее правительству даже не стоит, потому что единственным выгодополучателем от этой всей ситуации является сама же Литва, куда рейс и летел. Учитывая скоординированность информационной атаки на Беларусь Литвой и США, где одно из крупных изданий даже выпустило статью с ложью о взятом комментарии у швейцарского сервиса (позже он опроверг это через свои официальные источники), лишь добавляет уверенности в том, что литовцы всеми силами пытаются сфабриковать сомнение и затянуть работу комиссии.
— Но ведь ряд информационных изданий в Европе и США пишут, что в отчете есть обвинение в адрес Беларуси. Кому верить?
— Отчет есть на русском языке на сайте ICAO. Вы можете сами его скачать и прочитать. Деятельность ангажированных информационных источников основана на факте, что подавляющее большинство их аудитории не читает первоисточники. Это открывает огромное поле для ложных интерпретаций. Потому они пишут броский заголовок, а в шапке текста указывают, что ICAO признала сообщение о минировании заведомо ложным, что и так было известно после обыска самолета в Беларуси.
Автор: Илья Бегун