1,8K подписчиков

Династия Шустовых: как коллекционирование рецептов переросло в многомиллионный бизнес, прославивший Россию

776 прочитали

Шустовы – знаменитые предприниматели, владельцы крупнейшего производства алкогольной продукции в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.

Четвертое место в мире по производству коньяка и первое место в мире по производству ликеров и наливок! Шустовы были одними из богатейших людей в стране.

Выясним откуда же начала свою историю алкогольная империя Шустовых?

Нравятся наши публикации? Поддержите авторов проекта «Бизнес – это люди»: подписками, лайками и комментариями!

Шустовы – знаменитые предприниматели, владельцы крупнейшего производства алкогольной продукции в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.

Род московских купцов Шустовых берет начало с 17 века. Уже тогда первые Шустовы были в бизнесе: занимались добычей и продажей соли. Дальше история династии приводит к вольноотпущенному крепостному крестьянину из села Дединово - Леонтию.

Шустов Леонтий Архипович в 1802 году поселился в Москве, служил дьячком в церкви и удачно женившись, записался в третью купеческую гильдию. Леонтий Шустов славился своим страстным увлечением собирать рецепты старинных русских наливок и настоек, которые сохранились в монастырях и у рачительных хозяек. Леонтий сам изготовлял их и приводил к совершенству. Толстые книги с рецептами и стали главным его наследством подросшему сыну Николаю, будущему основателю Товарищества “Н.Л. Шустов с сыновьями”.

Шустов Николай Леонтьевич

Николай Леонтьевич Шустов в 1863 году, после рождения сыновей Николая и Владимира, на скопленные средства открыл небольшой заводик по производству алкогольной продукции и создал торгово-промышленную компанию. Купец - на тот момент уже второй гильдии - Николай Шустов подошел к этому делу серьезно. Он решил выпускать только высококачественные алкогольные напитки и поднимал своё дело постепенно. Через 15 лет, в 1880 году, Шустовы открыли в крупных городах страны свои представительства, склады и магазины.

Николай Леонтьевич Шустов
Николай Леонтьевич Шустов

Поднимались Шустовы не только благодаря хорошему качеству товара, но и благодаря хитроумной рекламе. Николай Шустов нанимал студентов, начинающих актёров и хулиганистых личностей, которые ходили по кабакам и в ультимативной форме требовали, чтобы им подали «Шустовской водки». Если её не было, подставной клиент должен был начать скандалить и возмущаться, привлекая внимание посетителей. Зачастую дело заканчивалось арестом, но Шустов исправно выкупал своих агентов, внося за них залог. После этого посетители и владельцы питейных заведений ещё больше стали интересоваться продукцией Шустовых.

Новаторы во всём

Шустовы первыми стали использовать торговый знак (логотип) – фирменный колокол, который всегда присутствовал не только на этикетках их продукции, но и в рекламе (в газетах, на транспорте).

Логотип Шустова
Логотип Шустова

По заказам Шустовых работали известные художники России, которые разрабатывали не только этикетки, но и бутылки. Шустовы использовали оригинальную и легко узнаваемую упаковку.

Реклама на конках
Реклама на конках

Необычные бутылки

Часто Шустовы заказывали стеклодувам необычные бутылки. Например, к празднику – 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина – Шустовы заказали выдуть фигурку поэта в цилиндре, служившем пробкой.

Шустовы – знаменитые предприниматели, владельцы крупнейшего производства алкогольной продукции в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.-5

Шустов Николай Николаевич

В 1896 году продукция Шустовых за превосходное качество ликеров была удостоена Золотой медали на Нижегородской ярмарке. В этом же году компания была преобразована в паевое Товарищество “Н.Л. Шустов с сыновьями”. Возглавил фирму Шустов Николай Николаевич – старший сын Николая Леонтьевича, в состав правления также вошли братья Павел, Сергей, Василий. Каждый контролировал какую-либо часть семейного дела.

В 1899 году братья Шустовы приобрели в Ереване у купца Нерсеса Таирянца коньячный завод. Выкурка коньячных спиртов и изготовление коньяка на Шустовском заводе в Армении производились по классической французской технологии.

Шустовы – знаменитые предприниматели, владельцы крупнейшего производства алкогольной продукции в Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.-6

Про помощь нуждающимся

Шустов Василий Николаевич, узнав, что Ереван остро нуждается в больнице, а власти дальше обещаний не идут, решил подарить под ее строительство земельный участок. А чтобы чиновники не затягивали со строительством, поставил условие: чтобы город в течение 3-х лет построил здание городской больницы, в противном случае участок опять станет собственностью Шустовых. Город принял дар, выразил благодарность Товариществу Шустовых и учредил в больнице одну бесплатную кровать имени В.Н. Шустова.

Про награды

В 1899 году Шустовы приобрели еще два винокуренных завода – в Одессе и Кишиневе, преобразовав их в коньячные. В 1900 году Шустовы представили образцы своего коньяка на Всемирную выставку в Париже. По итогам слепой дегустации шустовскому коньяку “Фин-Шампань Отборный” был единодушно присужден Гран-при.

В начале XX века “русские коньяки Шустова” получили более трех десятков медалей на выставках в Турине, Нью-Йорке, Милане, Лондоне, Льеже, Глазго, Бордо, Амстердаме, Антверпене и Новом Орлеане. Шустовы открыли торговые представительства в крупнейших городах мира.

Реклама продукции Шустовых
Реклама продукции Шустовых

С заботой о российском виноделии

При содействии братьев Шустовых в 1905 г. в Одессе, чтобы соединить практическое виноделие с достижениями науки и пропагандировать культурное питие, была открыта станция виноградарей и виноделов. Учреждение издавало книги, брошюры, справочники по виноделию, готовило специалистов-виноделов.

Читайте также:

Из библиотекаря в предприниматели: как кемеровчанка уже 20 лет развивает лучший частный детский сад России

В каком городе России есть необычная барберная в духе 30-40-х годов

В 1912 г. Товарищество “Л.Н. Шустов с сыновьями” стало Поставщиком двора Его Императорского Величества Николая II.

50-летие компания торжественно отпраздновала в 1913 году. О могуществе фирмы красноречиво говорили такие факты:

Годовой оборот – 10 млн. руб.;
Количество строений в Москве – 40;
Торговые дома в Европе;
Производство коньяков – 4-е место в мире;
Производство ликеров и наливок – 1-е место в мире.

К 1914 году Шустовы контролировали 30% алкогольного производства в Российской империи и 44% алкогольного экспорта.

О продукции

Знаменитые фирменные шустовские напитки: “Зубровка”, “Рижский бальзам”, “Рябина на коньяке”, “Мандариновая”, “Кавказский горный травник”, “Спотыкач”, “Ерофеич”.

Реклама рябиновой настойки Шустовых
Реклама рябиновой настойки Шустовых

Шустовская водка была получена перегонкой из пшеницы или ржи и многократно очищенная через березовый уголь. Приготовленные на шустовской чистой водке настойки на травах и корешках, “сладкие водочки” – наливочки из ягод и фруктов в ограниченных дозах по праву считались полезными для здоровья.

Деятельность Шустовских заводов пошла на спад с началом действия сухого закона в 1914 году. Так был закрыт Одесский коньячный завод. Мощности других заводов Шустова были перепрофилированы на нужды Первой Мировой войны: производство средств химической и бактериологической защиты.

Династия Шустовых после Октябрьской революции

После Октябрьской революции заводы Шустовых были национализированы. Например, их национализированный завод в Армении впоследствии был переименован в «Арарат». Но несмотря на глобальные перемены, Шустовы остались в новой стране - Советском союзе. Потомки династии пытались сохранить своё наследие и передать его другим.

Потомок династии Шустов Павел Николаевич писал книги по виноделию, делился шустовскими секретами, чтобы сохранить отечественную школу виноделия. В 1927 г. он выпустил книгу “Виноградные вина, коньяки, водки и минеральные воды”.

Шустов Сергей Николаевич работал в Центральном союзе потребительской кооперации, отвечал за качество выпускаемой алкогольной продукции, в том числе прославленных коньяков, и участвовал в создании их классификации по годам выдержки.

Само имя – Шустовых не дадут и забыть классики литературы. В повести Бунина “Темные аллеи” герои в ресторане просят подать коньяк Шустова “с колоколом”, а в произведении “Святой колодце” В. Катаева герои встречают Пасху за столом с крашеными яйцами, окороком и бутылкой малиновой наливки Шустовых.

Нравятся наши публикации? Поддержите авторов проекта «Бизнес – это люди»: подписками, лайками и комментариями!

Читайте также:

Из спорта в IT или как одновременно развивать интернет-агентство и спортивный бизнес

«Винная» династия Елисеевых: кем в 19 веке был основан первый супермаркет в России?

Как художнику открыть свой бизнес и зарабатывать на Стрит-арте?