Многие родители выступают категорически против раннего обучения чтению; сегодня мы с вами попробуем разобраться, почему, какие страхи тут могут быть оправданы, а какие - по-прежнему остаются мифами.
Под ранним обучением мы понимаем не знакомство с буквами (о нем достаточно было сказано в наших прошлых материалах), а именно целенаправленные усилия по созданию у ребенка навыков сначала слогового чтения, потом - чтения полным словом и понимания прочитанного. А вот вопрос о том, что такое именно раннее обучение и где оно сменяется "не ранним", по сути, остается открытым. Нигде нет единой точной формулировки, что именно считается ранним обучением чтению. Если мы примем за общепринятую границу традиционный в России школьный возраст - 7 лет, а все, что до него, будем считать ранним обучением, придется учитывать, что во многих странах дети идут в школу намного раньше - с 5-6 лет, а где-то (например, в Нидерландах) и с 4! Более того, провести такую границу четко раз и навсегда для всех детей сразу невозможно, - все мы слишком разные.
Если в двух словах, то ребенок готов к обучению чтению, если он:
- обладает достаточным словарным запасом, может выразить свою мысль без больших затруднений;
- произносит отдельные звуки, способен различать их на слух;
- способен запоминать и опознавать отдельные абстрактные символы (буквы, цифры, геометрические фигуры) вне зависимости от их размера и цвета;
- может сосредоточиться на небольшом рассказе (сказке), выслушать его, понять сюжет и логические связи, пересказать его основные моменты после нескольких повторов;
- обладает развитым по возрасту эмоциональным интеллектом, понимает эмоции других людей, способен сопереживать им;
- играет в сюжетно-ролевые игры по возрасту, способен взять на себя роль в соответствии с сюжетом игры;
- положительно настроен на обучение.
Не последнюю роль играет здесь развитие общей и мелкой моторики - ребенок должен уметь не только бегать и прыгать, но и совершать более мелкие действия - собрать пирамидку, провести карандашом линию, поставить точку и т.д.
Если малыш обладает всеми умениями и навыками в 4-5 лет, то обучение чтению в игровой форме вряд ли сможет ему навредить. Вместе с тем, кто-то приходит к этому в 7 лет - и это тоже совершенно нормально. Если родители сомневаются, они могут обратиться к специалисту по раннему развитию - педагогу либо детскому психологу, который проведет диагностику навыков и умений малыша. Не стоит начинать обучение только потому, что "так делают все" или "соседский Леша уже читает"; отсутствие результата действительно может разуверить ребенка в своих силах и разрушить мотивацию к дальнейшей учебе.
Мы продолжим наш разговор в следующих материалах. Оставайтесь с нами и обязательно подпишитесь, чтобы не пропустить продолжение!