Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Трагедия Украины и образование Беларуси: в чем разница и сходство

Оглавление

В последнее время много говорят о «цветных революциях» как инструменте грубого вмешательства западных держав во внутренние дела прочих стран и народов. Однако революционные потрясения не случаются на пустом месте. Они долго и тщательно готовятся. Причем не только коварными внешними врагами. Но и теми, кто сызмальства и до самой зрелости воспитывает и учит будущих местных революционеров.

Не зря древнекитайская мудрость гласит: «Чтобы покорить и поработить народ, совсем необязательно использовать силу. Достаточно получить возможность учить его детей». В связи с этим важно понять и признать, что все те, кто бесчинствовали на наших улицах в 2006, 2010 и 2020 годах — воспитанники и недавние выпускники отечественной образовательной системы. И задать далеко непраздные вопросы: «Как случилось, что все эти годы число протестующих в Беларуси только растет? И есть ли гарантия того, что в следующий раз это число не превысит критического для национальной безопасности значения?»

Революционный градус по нарастающей

Не секрет, что, начиная с 2000 года, так называемые «цветные революции» в руках западных политиканов сделались действенным инструментом по изменению неугодного им политического строя в целом ряде стран мира. Предметно изучавшие этот вопрос специалисты Института мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук прямо утверждают, что «цветные революции» активно используются США и их ближайшими сотоварищами для смены нежелательных им режимов в периферийных странах. Конечная цель — корректировка либо полное изменение их политического курса в нужном для Запада направлении.

-2

Сегодня перечень цветных революций включает в себя не менее полусотни наименований, начиная, пожалуй, с «Бульдозерной революции» 2000 года в Югославии и заканчивая «Степной революцией» 2022 года в Казахстане. Кроме них, в данном списке значатся: «Революция роз» 2003 года в Грузии; «Оранжевая революция» 2004 года (первый майдан) и «Революция достоинства» 2014 года  (второй майдан) на Украине; «Андижанская революция» 2005 года в Узбекистане; «Кедровая революция» 2005 года в Ливане; «Тюльпановая революция» 2005 года и «Дынная революция» 2010 года в Киргизии; «Кафельная революция» 2009 года в Молдове; «Революция зонтиков» 2015 года в китайском Гонконге; перманентная «Бархатная революция» 2015-2018 годов в Армении.

В отдельную категорию революционных процессов под общим названием «Арабская весна» выделяют серию массовых протестов и государственных переворотов, прокатившихся в 2010-2012 годы в ряде ближневосточных и североафриканских, в том числе арабских стран. Считается, что Арабская весна началась с «Жасминовой революции» 2010-2011 годов в Тунисе. После этого революционный хаос перекинулся на Алжир, Ливию, Иорданию, Мавританию, Судан, Оман, Йемен, Саудовскую Аравию, Бахрейн, Египет, Сирию, Марокко, Джибути, Сомали, Ирак, Кувейт, Западную Сахару и Ливан. При этом во многих из перечисленных выше «революционных» событий более или менее отчетливо просматривается рука США и их ближайших подельников, прежде всего, в лице Великобритании и Франции. В 2014 году экс-посол США в России Майк Макфол в своем интервью американскому еженедельнику The New Yorker с гордостью признался, что Штаты в процессе организации «цветных революций» эффективно использовали тайные операции и финансирование оппозиции для смены режимов в неугодных им странах.

Показательный факт — протесты и волнения, которые приводили к смене неугодной Штатам и их сотоварищам власти в периферийных странах, западные политиканы возвышенно именовали народными восстаниями против диктатуры и тирании. В тех же случаях, когда местная власть успешно отбивалась от нападок протестующих, она стандартно обвинялась Западом в подавлении свободы и демократии и подвергалась санкциям. Все это вполне укладывается в разработанную американским идеологом Стивеном Манном концепцию «управляемого хаоса», согласно которой повсеместно Штатам надлежит организовывать и всеми силами поддерживать беспорядки, призванные загнать капиталы, технологии и мозги в умиротворенную Америку.

Увы, наша Беларусь также представлена в перечне стран, где были предприняты, к счастью, пока безуспешные попытки цветных революций — «Васильковой» в 2006 году, «Джинсовой» — в 2010-м и «Тапочной» — в 2020-м. Однако всякому непредвзятому наблюдателю, не говоря уже о тех, кто обязан заниматься этими проблемами профессионально, должно быть ясно, что и в нашей стране революционный градус, увы, неумолимо нарастает. Так, если даже брать самые скромные оценки, в беспорядках 2006 года приняли участие до двух тысяч белорусов, в 2010-м число протестующих не превысило 5 тысяч, а в 2020 году их были уже десятки тысяч. При этом, разумеется, можно долго спорить о конкретных числах и количествах. Однако даже, что называется, невооруженному глазу было видно, что и количество «революционеров», и накал «революционной борьбы», и экономический ущерб от нее после 2006 года кардинально выросли. Налицо экспоненциальный рост числа тех, кто готов на активные действия по смене политико-экономического курса в Беларуси. Из всего вышесказанного можно спрогнозировать, что и наша Беларусь подобно многострадальной Украине может сделаться «страной победившего майдана». В том случае, разумеется, если мы кардинально не изменим национальную образовательно-идеологическую систему формирования мировоззрения молодых белорусов.

-3

Экономика и финансы — далеко не самое главное!

О том, насколько кардинально образовательно-идеологическая система способна в короткие сроки «переформатировать» мозги людей, свидетельствует нынешняя украинская, увы, трагичная действительность. Западные политиканы, организовав на Украине оба «майдана», сумели привести там к власти своих послушных ставленников. Действуя через них, западные идеологи-пропагандисты провернули грандиозный образовательно-идеологический эксперимент над населением этой европейской страны. С их подачи тамошние система образования и СМИ на протяжении нескольких лет тотально промывали украинцам мозги, методично формируя у них русофобское мировоззрение в духе «москаль — твой враг». Результаты проведенного на Украине психологического эксперимента поистине ошеломляющие. Бандеровская русофобская идеология, во имя которой сегодня миллионы украинцев готовы самоотверженно пойти на смерть, превратилась в грозное оружие в руках западных политиканов. Разрушительная сила его намного сильнее, чем у турецких «байрактаров», английских «энлоу» и американских «хаммерсов».

Прекрасно понимая глубинную суть происходящего как на Украине, так и на всем постсоветском пространстве в целом, белорусский политолог Вадим Гигин 10 июля 2022 года в телепередаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» обозначил исключительно важную проблему деколонизации отечественного образования. При этом, заметим, он выступал не только как идеолог-пропагандист, но и как в недавнем прошлом декан философского факультета БГУ. То есть в качестве специалиста-практика, знающего об указанной проблеме, что называется, не понаслышке. Ее суть заключается в том, что отечественная система гуманитарного образования за последние тридцать лет оказалась полностью переформатированной, что называется, по западным (болонским) лекалам. В ее рамках в высших и не только учебных заведениях западная модель демократии и соответствующая ей политическая система всемерно прославляются как наивысшие достижения человечества. При этом отличающиеся от западного «идеала», однако, не менее успешные политические системы (положим, та же китайская однопартийная модель демократии) характеризуются как анахронизмы. В итоге обучаемым не остается ничего иного, как сделать сам собою напрашивающийся вывод о том, что и белорусская политическая система также несовершенна. А значит, ее можно и нужно снести, чтобы затем перекроить по западным выкройкам. Тем самым белорусская (увы, колониальная по своей сути прозападная) система гуманитарного образования вносит свой посильный вклад в экспоненциальный рост числа тех, кто мировоззренчески созрел для разрушения белорусской политической системы.

Вадим Гигин
Вадим Гигин

Таким образом, по мнению Вадима Гигина, ни экономика, ни финансы не играют нынче главной роли. На сегодня самой важной проблемой является деколонизация системы образования как процесс ее освобождения от прозападного мировоззренческого, идеологического диктата. Кстати говоря, не меньший вред национальной безопасности наносит и сложившаяся в Беларуси, России и других союзных с нами странах система собственно экономического образования. В ее рамках по западным учебникам типа «Экономикс», буквально оккупировавшим библиотеки наших учебных заведений, налажено конвейерное изготовление, с позволенья сказать, экономистов и менеджеров. В итоге народное хозяйство страны ежегодно получает тысячи «профи», которые с «научной» точки могут доказать и потому убеждены, что главные враги нормальной (то есть свободной рыночной) экономики — это белорусское государство и наш Президент. Прошедшие курс такой подготовки специалисты уверены, что только «невидимая рука» либерального рынка может осчастливить белорусов. А корректирующая его «зримая рука» белорусского социального государства и нашего Президента — основные тому преграды. Все это закономерно множит число потенциальных участников будущих протестов, на которые делают главную ставку наши внешние недруги и их внутренние пособники.

Мы больше не ваши обезьяны!

К сожалению, ни чиновники системы образования, ни большинство наших ректоров, деканов и заведующих кафедрами, ни тем более сотрудники служб безопасности в упор не видят столь явно обозначенной Вадимом Гигиным угрозы нашей национальной безопасности. Взятый в нашей стране курс на ускоренное омоложение кадров, увы, уже сформированных в прозападной мировоззренческой системе знаний и представлений (парадигме), лишь усугубляет проблему. Ее остроту понимают умудренные жизненным опытом академики и отдельные профессора. Например, заведующий кафедрой Белорусского национального технического университета профессор Сергей Солодовников на протяжении многих лет неоднократно, однако до последнего времени безуспешно, призывал бросить все силы на формирование новой экономической парадигмы. Потому что навязанная нам тридцать лет тому извне система экономических знаний представляет собой, по его словам, не что иное, как «идеологическое оружие, направленное на подрыв национальной безопасности».

Однако, как говорится, нет худа без добра. События 2020 года всерьез насторожили — и лед, что называется, тронулся. По инициативе главы государства Александра Лукашенко под патронажем академика Владимира Гусакова лучшие экономические умы Беларуси были мобилизованы на решение обозначенной выше проблемы. В результате в рамках сотрудничества отечественной академической и вузовской науки —Институт экономики НАН Беларуси, Белорусский государственный экономический, Белорусский национальный технический и Витебский государственный имени П.М. Машерова университеты — впервые на постсоветском пространстве был подготовлен уникальный учебник «Современная политэкономия». Его особенность в том, что обучающиеся по нему студенты смогут видеть реальную геополитическую и экономическую картину мира, а не ту, сотворенную в глобальной метрополии для колоний, красивую сказку про свободную рыночную экономику, которая волшебным образом всех якобы осчастливит.

Говорят, что в свое время один из символов освобождения народов Африки от колониального гнета Патрис Лумумба гордо бросил в лицо бывшим хозяевам своего народа: «Достаточно нас поучать! Мы больше не ваши обезьяны!». В связи с этим хочется верить, что нами был сделан первый шаг на пути кардинальной корректировки отечественной системы гуманитарного образования и приведения его в соответствие с собственными национальными интересами.

Автор: Валерий Байнев