Найти тему

Влечение к статуям и толедская легенда

Есть такой термин — агалматофилия (от древнегреческого слова ἄγαλμα "статуя") — влечение к статуям. В литературе, а особенно в эпоху романтизма, сюжет о сексуальной тяге героя к белоснежному изваянию, был очень распространён. С агалматофилией связано смежное понятие — пигмалионизм, то есть влечение к объекту собственного творения — статуе, картине, статуэтке. Название "пигмалионизм" отсылает нас к мифу о скульпторе Пигмалионе, который создал прекрасную статую из слоновой кости и влюбился в неё. Недавно я прочитала очень интересный рассказ крупнейшего испанского писателя-романтика Густаво Адольфо Беккера, который так лихо выкручивает сюжет о влюблённости в статую, что я не могу вам его не посоветовать.

Рассказ называется "Поцелуй" (1863). Беккер даёт этой истории подзаголовок "Толедская легенда" и переносит нас в город Толедо XIX века с его темными, извилистыми улочками и мрачными монастырскими церквями. Главный герой рассказа — молодой офицер французской армии — видит в разграбленной и разрушенной церкви женщину в молитвенной позе. Мраморную женщину. Герой сразу же влюбляется в неподвижную незнакомку, решает рассказать о ней своим товарищам и приводит их в священную обитель, чтобы показать им каменную возлюбленную. Знакомство превращается в адскую пирушку с реками французского шампанского и вина. Кутеж в холодных глубинах храма с швырянием бутылок в колонны, костёр из скамеек с изображениям святых, похабные песни перед алтарем — всё это живо, детально и с ненавистью описано Беккером — человеком, который работал над книгой об истории монастырей Испании и для которого поругание святынь и произведений искусства было самым диким поступком.

Во что превратился этот час веселья и к чему привели неосторожные пламенные желания агалматофила, советую узнать самим. Огненная, яркая и поразительная история — "Поцелуй" Густава Адольфо Беккера.