Найти тему
GotDev

Что такое HR-бенчмаркинг

Бенчмаркинг (англ. benchmark - ориентир) - это анализ опыта компании для оптимизации собственного бизнеса. Простыми словами - это когда анализируют опыт конкурентов, сопоставляют со своими результатами и улучшают то, что можно улучшить. В результате компания становится успешнее и прибыльнее.

Что такое HR-бенчмаркинг

Бенчмаркинг в HR проводится, чтобы оценить эффективность службы найма персонала. Например, директору компании ООО “Рога и копыта” кажется, что отдел по подбору персонала ищет сотрудников слишком медленно. Он обращается к HR-директору, чтобы разобраться с этим. HR-директор предлагает заказать оценку методом бенчмаркинга в консалтинговом агентстве. Оценка показывает, что его подчиненные трудятся даже лучше конкурентов: вакансии закрывают за неделю, а найденные сотрудники работают в компании долгое время. Вот так это работает.

Что сравнивают

Разберёмся подробнее с понятием бенчмаркинга в HR. Этот метод оценивает основные HR-процессы:

  • Ключевые показатели - эффективность, затраты;
  • Обзор зарплат;
  • Анализ вовлечённости персонала;
  • Оценка бренда. Её проводят, например, методом eNPS (англ. employee Net Promoter Score - дословно “готовность персонала рекомендовать работодателя” или индекс удовлетворённости сотрудников).

С кем сравнивают

Бенчмаркинг проводят для сравнения показателей:

  1. В целом по рынку труда. Сравнение происходит при анализе метрик компаний разной численности и разных сфер.
  2. По численности. Показатели анализируются в сравнении с компаниями такой же численности, например 100-500 человек. Можно сравнить себя с компаниями той же численности, но другой сферы. А можно проанализировать компании из смежной области.
  3. По отрасли. Если ваша сфера IT, то метрики сопоставляются с результатами компаний из этой же области. Это же работает для финансов, маркетинга, строительства.

Как сравнивают

Качество работы HR-службы оценивают по субъективным и объективным показателям.

Субъективные показатели - это, например, тот самый индекс eNPS. Также оценивается, как служба выполняет задачи. Для этого опрашивают руководителей подразделений, анализируют качество мотивации, скорость подбора и т.д. Плюс подхода в простоте, минус в субъективности опрашиваемых.

Объективные метрики - это ключевые показатели эффективности (KPI) в сравнении с другими компаниями по рынку. Это рост производительности труда, уменьшение случаев отсутствия на работе, скорость и качество подбора персонала, снижение кадровой текучки, “укладывание” в бюджет.

В чём плюсы

  • Бенчмаркинг показывает сильные и слабые стороны компании. По этой оценке можно понять, как ключевые метрики влияют на работу бизнеса, в каких отделах всё успешно, а в каких нужны улучшения.
  • Сравнивает с другими и позволяет понять положение компании среди конкурентов. Анализ компаний из схожей сферы нужен, чтобы оставаться в курсе ситуации в отрасли. HR-бенчмаркинг поможет понять, какие направления привели ваших конкурентов к успеху или провалу, провести аналогии с продуктами и услугами других компаний.
  • Помогает перенять успешный опыт сильных игроков и определить направления, которые стали толчком к росту их бизнеса.
  • Показывает эффективность HR-стратегии. Нужна ли оптимизация штата? Каких специалистов не хватает для успешной работы? Кому из сотрудников недостаточно мотивации? Кому требуется дополнительное обучение?

В чём минусы

Несмотря на прогрессивность, минусы у этого подхода тоже есть.

  • У компаний разная корпоративная культура, и то, что хорошо для одних, необязательно подойдёт другим. Одни соблюдают life-work баланс, другие уважают границы и не напишут сотруднику в выходной.
  • Разные методы и средства в работе. В одних компаниях принято сидеть в офисе за стационарными компьютерами со средней производительностью, в других - жизнь проходит на бегу с ноутбуком, допускается удалённая работа и частые разъезды.
  • Разные бюджеты. В одной компании есть средства для материальной мотивации сотрудников, они чувствуют себя удовлетворёнными в комфортном офисе с бесплатным кофе и спортзалом. В других - только зарплата.
  • Данные могут быть неполноценными. Например, в компании работает 1000 человек, из которых 150 - персонал офиса, а остальные - рабочие завода. Работодатель опрашивает только административных сотрудников и на этом основании делает выводы об уровне вовлечённости персонала в целом.
  • Влияние глобальных факторов. Так, результаты HR-бенчмаркинга компаний до пандемии 2020 года уже устарели. Ошибочно сравнивать их с результатами 2022 года, когда на ключевые метрики влияют уже другие события.

Метрики бенчмаркинга - это не указание к действию, а ориентиры, которые помогут определить место компании среди конкурентов и понять, в каком направлении двигаться дальше. Условно, они сравнимы с километровыми отметками на трассе: видно, сколько уже проехали, сколько осталось, и в каком направлении продолжать путь.

С заботой к Вашему делу, GotDev.