Найти в Дзене
Живопись

Художник-коллекционер Илья Остроухов и «Живопись»

Вот перед нами одна из ранних картин Ильи Семёновича Остроухова под названием «Сиверко». Та самая, которую любой грамотный современный специалист приведёт в пример, когда станет рассказывать об отечественной школе академического реализма XIX века.
Остроухов И.С., «Сиверко», 1890, холст, масло, 85 × 119 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Остроухов И.С., «Сиверко», 1890, холст, масло, 85 × 119 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

А вот перед нами пейзаж кисти Остроухова, который тот же самый рандомный эксперт уверенно отнесёт к творчеству передвижников. Ибо наш умозрительный эксперт имеет диплом искусствоведа, и оттого твёрдо знает, что до 1903 года Илья Семёнович, был полноправным участником Товарищества передвижных выставок. Которое, как известно, всеми силами противилось академическим традициям русского реализма.

Остроухов И.С., «Первая зелень», 1887, холст, масло, 71 х 105 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Остроухов И.С., «Первая зелень», 1887, холст, масло, 71 х 105 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

А вот, дорогой читатель, извольте видеть работу Ильи Семёновича Остроухова под именем «Гортензии», которая по компетентному мнению всë того же дефолтного профессионала опирается уже не на идеи передвижников, а на вполне себе московскую живописную традицию. И оттого (помимо собственного сюжета, разумеется) означает решительный бунт художника против идей бывших единомышленников из числа передвижников. Тех самых, вместе с которыми он ранее бунтовал против столичного петербургского академизма...

Остроухов И.С., «Гортензии», 1902, холст, масло, частное собрание
Остроухов И.С., «Гортензии», 1902, холст, масло, частное собрание

А теперь, уважаемый читатель, вообще позабудьте об Илье Семёновиче как о художнике. Поскольку всякий грамотный историк от мира искусства скажет, что Остроухов ценен для нас в первую очередь как выдающийся коллекционер, мудрый попечитель, создатель собственного музея и продолжатель дела братьев Третьяковых. Что с самого раннего детства герой нашей статьи увлекался собиранием диковинок, изящных вещиц и занятных поделок куда больше, чем кистью и красками. Что истинным его призванием было «подхватить знамя» русского искусствоведения, оказавшееся в опасности после ухода из жизни Павла Михайловича Третьякова. Что его судьба состояла единственно в том, чтобы собрать коллекцию, которая не просто включила интереснейшие образчики работ отечественных мастеров того времени, но ещё и представляла зрителю различные этапы, аспекты и тонкости работы живописца, чего так не хватало богатому, но несколько «одномерному» собранию великого предтечи.

Из собрания Остроухова Ильи Семёновича, Поленов В.Д., «Лодка.Этюд», 1897, холст, картон, масло, 23 x 32 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича, Поленов В.Д., «Лодка.Этюд», 1897, холст, картон, масло, 23 x 32 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича, Бенуа Альберт, «Петербург ночью», 1897, бумага, акварель, 24,2 x 17,6 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича, Бенуа Альберт, «Петербург ночью», 1897, бумага, акварель, 24,2 x 17,6 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича, Венецианов А. Г., «Крестьянская девушка с телёнком», конец 1820-х, холст, масло, 65 х 53 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича, Венецианов А. Г., «Крестьянская девушка с телёнком», конец 1820-х, холст, масло, 65 х 53 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича, Сарьян Мартирос, «Фруктовая лавочка. Константинополь», 1910, картон, темпера, 60 х 72 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича, Сарьян Мартирос, «Фруктовая лавочка. Константинополь», 1910, картон, темпера, 60 х 72 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича,, Милиоти Н.Д., «Портрет Л.Н. Гауш», 67,6 х 84 см, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича,, Милиоти Н.Д., «Портрет Л.Н. Гауш», 67,6 х 84 см, холст, масло, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича,Суриков В.И., «Боярыня Морозова в санях», этюд, 1884–1887, холст, масло, 75 × 101см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Из собрания Остроухова Ильи Семёновича,Суриков В.И., «Боярыня Морозова в санях», этюд, 1884–1887, холст, масло, 75 × 101см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

А вот они мы. Авторы канала «Живопись», которые отметили красным кружочком в настенном календаре 164-й день рождения Ильи Семёновича Остроухова. Который вошел в историю России как продолжатель дела Третьякова, который при жизни покупал его картины, которые то перекликались, то контрастировали с работами передвижников, которые боролись с академической традицией отечественной живописи, которую весьма уважал и почитал в зрелые годы сам герой нашей статьи, чей день рождения мы отметили красным кружочком...

Остроухов И.С., «Весна», 1880-е, холст, масло
Остроухов И.С., «Весна», 1880-е, холст, масло
Остроухов И.С., «Золотая осень», 1886, холст, масло. 48,2 × 66,3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Остроухов И.С., «Золотая осень», 1886, холст, масло. 48,2 × 66,3 см, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Та-а-ак. Знаете что, дорогой читатель? Вы, пожалуйста, полюбуйтесь пока прекрасными полотнами Ильи Семёновича, а мы должны кое-что проверить. К примеру, не строил ли здание, в котором мы работаем, иностранный архитектор по имени Джек. Уж очень похоже на то.

Остроухов И.С., «Речка в полдень (Купавы на пруду)», 1892, холст, масло, 65,5 x 104,5 см, Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Остроухов И.С., «Речка в полдень (Купавы на пруду)», 1892, холст, масло, 65,5 x 104,5 см, Пермская государственная художественная галерея, Пермь
Остроухов И.С., «Ранняя весна», 1910, холст, масло, 31,5 x 51,5 см, Харьковский ХМ
Остроухов И.С., «Ранняя весна», 1910, холст, масло, 31,5 x 51,5 см, Харьковский ХМ
Остроухов И.С., «Аллея», холст, масло, частное собрание
Остроухов И.С., «Аллея», холст, масло, частное собрание

Автор Лёля Городная

🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!