Вот перед нами одна из ранних картин Ильи Семёновича Остроухова под названием «Сиверко». Та самая, которую любой грамотный современный специалист приведёт в пример, когда станет рассказывать об отечественной школе академического реализма XIX века.
А вот перед нами пейзаж кисти Остроухова, который тот же самый рандомный эксперт уверенно отнесёт к творчеству передвижников. Ибо наш умозрительный эксперт имеет диплом искусствоведа, и оттого твёрдо знает, что до 1903 года Илья Семёнович, был полноправным участником Товарищества передвижных выставок. Которое, как известно, всеми силами противилось академическим традициям русского реализма.
А вот, дорогой читатель, извольте видеть работу Ильи Семёновича Остроухова под именем «Гортензии», которая по компетентному мнению всë того же дефолтного профессионала опирается уже не на идеи передвижников, а на вполне себе московскую живописную традицию. И оттого (помимо собственного сюжета, разумеется) означает решительный бунт художника против идей бывших единомышленников из числа передвижников. Тех самых, вместе с которыми он ранее бунтовал против столичного петербургского академизма...
А теперь, уважаемый читатель, вообще позабудьте об Илье Семёновиче как о художнике. Поскольку всякий грамотный историк от мира искусства скажет, что Остроухов ценен для нас в первую очередь как выдающийся коллекционер, мудрый попечитель, создатель собственного музея и продолжатель дела братьев Третьяковых. Что с самого раннего детства герой нашей статьи увлекался собиранием диковинок, изящных вещиц и занятных поделок куда больше, чем кистью и красками. Что истинным его призванием было «подхватить знамя» русского искусствоведения, оказавшееся в опасности после ухода из жизни Павла Михайловича Третьякова. Что его судьба состояла единственно в том, чтобы собрать коллекцию, которая не просто включила интереснейшие образчики работ отечественных мастеров того времени, но ещё и представляла зрителю различные этапы, аспекты и тонкости работы живописца, чего так не хватало богатому, но несколько «одномерному» собранию великого предтечи.
А вот они мы. Авторы канала «Живопись», которые отметили красным кружочком в настенном календаре 164-й день рождения Ильи Семёновича Остроухова. Который вошел в историю России как продолжатель дела Третьякова, который при жизни покупал его картины, которые то перекликались, то контрастировали с работами передвижников, которые боролись с академической традицией отечественной живописи, которую весьма уважал и почитал в зрелые годы сам герой нашей статьи, чей день рождения мы отметили красным кружочком...
Та-а-ак. Знаете что, дорогой читатель? Вы, пожалуйста, полюбуйтесь пока прекрасными полотнами Ильи Семёновича, а мы должны кое-что проверить. К примеру, не строил ли здание, в котором мы работаем, иностранный архитектор по имени Джек. Уж очень похоже на то.
Автор Лёля Городная
🎯 Ваша подписка на канал «Живопись», репосты на свои социальные странички очень важны для авторов. Поддержите канал своим участием! Большое спасибо!