Найти тему
NEOVOLT

⚡ Попадания молнии в машину: надо ли отключать АКБ автомобиля в грозу?

Оглавление

В машину действительно может попасть молния во время грозы. И некоторые автовладельцы задаются вопросом — удастся ли снизить риски, отключив минусовую клемму АКБ?

Угроза попадания молния в машину при грозе — что можно сделать?
Угроза попадания молния в машину при грозе — что можно сделать?

💬 Научный ответ на этот вопрос — нет, вам не нужно отключать минусовой провод автомобильного аккумулятора во время грозы.

Это не снизит риск поражения авто небесным разрядом. Теоретически разомкнутая цепь (то есть со скинутой с АКБ минусовой клеммой) помогает защитить автомобиль от коротких замыканий в случае повреждения электроцепи после удара молнии.

На практике риск водителю самому попасть в зону поражения куда опаснее. Ведь есть и другие меры, которые вы можете предпринять, чтобы обеспечить такой же уровень защиты.

Схема попадания молнии в машину.
Схема попадания молнии в машину.

Что будет, если молния ударит в машину?

Удар молнии в автомобиль несёт риск повреждения электроцепи и кузовных элементов. И степень его не зависит, есть соединение с аккумулятором или нет (в конце статьи ссылка на исследование молниезащиты в авто).

А как же АКБ?

Как известно, у аккумулятора автомобиля нет заземления. Его нулевой потенциал — это масса (кузов, рама). У молнии нулевой потенциал в земле.

«Лидер молнии» (результирующий канал небесного разряда) протекает минуя изолированную цепь автомобиля. Через цепь могут проходить только индуктивные токи, вызывая перенапряжения на локальных узлах и разрушая их тем самым.

Проблемы с самой батареей возникают редко. Чаще всего выходят из строя электронные узлы, проводка, генератор, чувствительные датчики, автозвук.

В истории фиксировали случаи с лёгкими и тяжёлыми последствиями:

  • в одних инцидентах молния в машину попадала прямо на ходу и ни на что не влияла [источник];
Хлестануло прямо на ходу — автомобиль не повреждён.
Хлестануло прямо на ходу — автомобиль не повреждён.
  • в других частично разрушались электропотребители — фары и прочее электронное оборудование [источник];
Удар в крышу стоящего транспортного средства — повреждены основные электропотребители.
Удар в крышу стоящего транспортного средства — повреждены основные электропотребители.
  • в третьих инцидент приводил к масштабному пожару [источник].
Репортаж о последствиях грозового разряда на парковку авто.
Репортаж о последствиях грозового разряда на парковку авто.

Фото машин после молнии

Как снизить риски от попадания молнии в машину?

Все эти видео и фото — прямой ответ на вопрос, бьёт ли молния в машину. Это опасная и мощная сила природы, как видите. Избежать последствий можно только превентивными методами.

Электрический разряд перемещается через металлические элементы (кабели, антенны, троса, стойки, метиз, оконные рамы), образуя искры и нагревая детали внутри автомобиля и вызывая пожар. Кроме того, сохраняется риск поражения и людей внутри салона во время движения.

Риск поражения сохраняется даже если:

  • электрическая цепь автомобиля полностью исправна,
  • электропотребители работают,
  • сопротивление нигде не перегревает проводку
  • и есть хорошее соединение на массу.

По этим причинам важно принимать меры предосторожности с приближением грозы. Лучше всего остановиться в безопасном месте и не покидая автомобиль оставаться внутри, пережидая непогоду.

🚨 Важно! Находясь внутри машины во время грозы, выключайте мобильный телефон или переведите его в режим полёта — согласно исследованиям, он способен опасно изменить путь разряда [PDF].

Чтобы снизить риски опасных последствий от попадания молнии в машину, следуйте простым рекомендациям научных исследователей.
Чтобы снизить риски опасных последствий от попадания молнии в машину, следуйте простым рекомендациям научных исследователей.

***

В 2012-м году японскими исследователями была опубликована подробная научная работа в рамках международного конгресса по молниезащите (ICLP). Почти каждый год эти труды корректируются и дополняются. Например, в последних редакциях скорректировали исследования для электромобилей, где электроника стала более чувствительна к молниевым разрядам, чем в машинах с ДВС (вот вам и «кстати» о минусах электротранспорта).

В ней подробно объясняется физика процессов при попадании в автомобиль молнии. Вот какие выводы учёных сейчас доминируют:

  • кузовной металл и металлические предметы сами по себе НЕ притягивают молнии, но несут риск поражения водителя при касании;
  • большинство ударов молний в машину приходится на антенну (15,6%) и крышу (10,6%);
  • уязвимость электромобилей к ударам молнии больше, чем у обычных автомобилей;
  • электрические системы авто при молниевом разряде поражаются индуктивными токами и перенапряжениями;
  • повреждения способен вызвать даже непрямой удар молнии.

🔻 Вам может быть интересно:

У необслуживаемой АКБ нет пробок и крышек, она запаяна. Как её...
Устал, что АКБ постоянно мрут: реально полезный гаджет, когда на...
Как продлить срок службы АКБ с научным подходом?
-8

Вам известны какие-нибудь способы молниезащиты автомобиля? Напишите в комментарии, что думаете о покатушках в грозу.