Они сдружились, когда еще не мечтали о большой славе. Он был начинающим помощником великого французского режиссера, а она пятнадцатилетней студенткой, случайно оказавшейся на обложке «Элль». Их объединяла большая страсть и глубокое чувство. Роже Вадим пробудил в Брижит Бардо чувственную женщину, а затем открыл миру ее неповторимое обаяние. Вместе они достигли кинематографических вершин, но когда достигли их, то уже были разными людьми и не могли быть вместе.
Как они встретились?
"Как они познакомились? Случайно, как многие..." — так может начаться рассказ о романтической истории любви Брижит Бардо и Роже Вадима. Он был потомком русской аристократической семьи Племянниковых, которые были вынуждены покинуть страну во время Октябрьской революции. Отец Вадима был консулом во Франции, но после его ранней смерти семья оказалась в тяжелом финансовом положении. В детстве Роджер воевал на передовой во время Второй мировой войны, а позже стал сниматься в кино.
Когда он познакомился с Бриджит в 1949 году, ему было 20 лет, он искал работу сценариста и помощника известного тогда режиссера Марка Аллегре. На самом же деле он был в то время простой пешкой, без постоянной квартиры и гроша за душой. Вадим принадлежал к французской богеме - экзистенциалистам. Он посещал известные художественные площадки в Сен-Жермен-де-Пре. Он принадлежал к группе таких личностей, как Жан-Поль Сартр, Альбер Камю, Сальвадор Дали и Эдит Пиаф и вел типичный богемный образ жизни: один день он ел роскошные блюда с парижскими сливками, на следующий день ему негде было спать и нечего было положить в рот.
Бриджит Бардо была полной противоположностью Роже. Она происходила из традиционной богатой буржуазной семьи. В пятнадцатилетнем возрасте она старательно посещала школу, а также брала уроки танцев у известного балетмейстера самого царя Николая II - Бориса Княсефа. В будущем она надеялась стать танцовщицей. Ее консервативные родители заботились о тщательном образовании и манерах дочери и представляли ее множеству богатых и влиятельных холостяков, потенциальных кандидатов в зятья.
Подруга матери Брижит, Элен Лазерефф, была главным редактором журнала Elle, и однажды она предложила подростку газетную обложку для материала о современных французских подростках. Отец Бардо, Пилу, был ярым противником такого рода карьеры, но в конце концов согласился на эту прихоть и именно так Роже Вадим впервые увидел юную Брижит на фото в женском журнале.
Свежая красота молодой парижанки сразу же привлекла его внимание, и он решил убедить своего босса пригласить девушку для пробных фотографий. Мать Бригиты соблазнила перспектива встречи со знаменитым художником, поэтому однажды днем она пришла с дочерью на встречу. Бриджит достаточно одного взгляда на загадочного и красивого молодого человека, чтобы влюбиться в него. В то время она была юной девушкой, чрезмерно контролируемой родителями и мечтавшей о большой любви.
Бардо ненавидела дисциплинированную, упорядоченную жизнь с эмоционально холодными и требовательными родителями. Ей с раннего детства насильно внушали принципы безупречного поведения и заставляли исповедовать религию. Вадим же олицетворял собой неограниченную свободу - от этикета, культа денег и строгих моральных принципов. Он совершенно отличался от всех благополучных юношей, студентов-медиков или юристов, с которыми она ходила на устроенные свидания. Брижит встречалась с молодым сценаристом, чтобы практиковать свои актерские способности. Вскоре Вадим стал навещать дом Бардо, который принял его любезно, но тактично поручил слугам пересчитать серебро, заподозрив его в возможности кражи.
Об одном из таких случаев Брижит вспоминала: «Я помню контраст между этим буржуазным роскошным ужином, с дворецким, свечами и серебром, и присутствием Вадима в потертой водолазке и с длинными волосами. Он был похож на цыгана, и я была от него без ума».
Как они поженились?
Хотя изначально Вадим не собирался надолго связываться с неопытной ученицей, вскоре эту пару настигла неудержимая страсть. Однажды утром, вместо того чтобы идти в школу, Бриджит сменила маршрут и пошла к тому месту, где остановился Роджер. В тот день они стали любовниками. Их эротическое влечение становилось все сильнее, а тайные свидания добавляли пикантности отношениям. Бриджит, за которой постоянно следили ее родители, должна была придумывать тысячу предлогов, чтобы провести несколько минут с Вадимом.
Однажды, когда они занимались любовью в доме девушки, оказалось, что родители вернулись рано, и раздетой паре пришлось спрятаться за занавеской в гостиной и спешно одеваться. В другой раз, когда Брижит с семьей отправилась на зимние каникулы, Вадим снял номер в том же отеле, чтобы навестить возлюбленную ночью. Однако отец Бригитты услышал тревожные шаги по скрипящему полу и внезапно ворвался в комнату дочери. Изрядно обнажённые любовники тогда выпрыгнули из окна и спрятались в снегу.
В конце концов настороженные супруги Бардо запретили дочери видеться с подозрительным мужчиной. Они собирались отправить ее в женский пансион в Англии. Тогда отчаявшаяся девушка собралась покончить с собой. После того, как семья отправилась в театр, Брижит включила газ и сунула голову в духовку. К счастью, попытка не удалась, родители нашли на кухне подростка без сознания. После этого случая девушка получила разрешение выйти замуж за Вадима через два года, когда ей исполнится 18. Конечно родители надеялись, что к тому времени глупые мысли выветрятся из ее головы.
Однако Брижит и Вадим и не думали о расставании. Их любовь расцветала, и отношения становились все более и более серьезными. Роже не упоминает об этом в своих мемуарах, но Бардо записала в своем дневнике, что забеременела во время периода помолвки и тайно прервала эту беременность в швейцарской клинике. Ее родители ничего не заподозрили, они были уверены, что дочь страдала желтухой, которую диагностировал врач их подруги. Как иронично заметила Бригитта, с тех пор она перестала верить в медицину.
Примерно в это же время Бардо начала играть свои первые небольшие роли в кино, и хотя они были незначительными, она становилась все более узнаваемой и часто появлялась на обложках цветных журналов. Чтобы жениться на возлюбленной, Вадим должен был выполнить два условия ее семьи: найти постоянную работу и ознакомиться с учением католической церкви, что на практике означало посещение длительных уроков катехизиса. Влюбленный до безумия, он сделал все, чтобы иметь возможность быть с Бриджит. С помощью отца Бардо он стал журналистом престижной ежедневной газеты «Пари-Матч» и выучил катехизис наизусть. Наконец, в декабре 1952 года супруги добрались до свадебного ковра — сначала состоялось гражданское венчание, затем венчание церковное.
Консервативные родители Брижит остались довольны — их дочь вступила в традиционный католический брак. Отец невесты до последнего дня оберегал добродетель дочери и даже после гражданского брака не позволил паре провести ночь вместе. Интересно, что мистера и миссис Бардо совершенно не возражало, что свадебное платье ее дочери было сшито подругой ее матери в заведении, расположенном в бывшем публичном доме.
Как они занимались любовью?
После свадьбы Племянниковы поселились в маленькой квартирке на третьем этаже без лифта на улице Шардон-Лагаш, которую им одолжила мать Брижит, надеясь, что вскоре у них появится собственное жилье. Интересно, что Бардо начала брать новые роли в кино только для того, чтобы обустроить свое первое брачное гнездышко. Из чисто финансовых соображений она даже сыграла театральную роль в спектакле «Приглашение в замок» .
Молодая пара наслаждалась своим счастьем и жизнью. Вспышки страсти переплетались с эмоциональными ссорами. Самые запоминающиеся из них Вадим упоминает в своей книге. Однажды во время ссоры Бригитта вдруг перестала спорить и попросила мужа вынести мусор. Вадим, ничего не подозревая, взял ведро и вышел из квартиры. Затем Бриджит захлопнула за ним дверь и заперла ее. Вадим, не желая ночевать в клетке в одной пижаме, взломал дверь.
Брижит Бардо тоже вспоминает забавную ситуацию. Когда молодой замужней женщине надоели домашние хлопоты, она переехала в гостиничный номер. На этом же этаже было много начинающих актеров и звезд, которые часто крутили друг с другом романы. Бывало, что кому-то из них нужно было срочно ретироваться..., выбегая из квартиры, они бросали белье в комнату Бригитты, а она все это небрежно хранила. Однажды ее муж открыл шкаф и с удивлением увидел полдюжины мужских трусов... Молодой муж был в бешенстве и угрожал разводом.
По работе Вадиму приходилось часто колесить по Европе. Поэтому он купил Бриджит очаровательного кокер-спаниеля, чтобы облегчить ее одиночество. Они назвали его Клоуном, и, как выразился Роджер, собака стала их «первым и единственным ребенком». Актриса тоже путешествовала в погоне за новыми ролями. Когда ее пригласили в Рим, супруги жили в живописном «Отеле де ля Виль» над знаменитой Испанской лестницей. В то время они наслаждались сумасшедшей «сладкой жизнью» с вечеринками до утра, ночными купаниями в Адриатике, вкусной едой, вином и чувственными наслаждениями.
Брижит снова забеременела, но перспектива материнства ее очень напугало. Она боялась, что это лишит ее независимости и молодости и разрушит зарождающуюся кинокарьеру. Поэтому она снова сделала аборт, но на этот раз опасная, незаконная процедура стоила ей здоровья. Некоторое время она страдала от повторяющихся кровотечений, и ей пришлось перенести операцию.
Как расстались Брижит Бардо и Роже Вадим?
Брижит Бардо и Роже Вадим преодолели множество препятствий, чтобы быть вместе. Они поддерживали друг друга в трудную минуту и любили друг друга, но со временем их отношения вошли в фазу кризиса. Речь не шла о разногласиях и ссорах. Проблема была сексуальной - страсть между ними потихоньку угасала. В своих воспоминаниях Бардо отмечает, что со временем их перестало тянуть друг к другу, и их отношения стали напоминать отношения брата и сестры.
А вот, что говорил о тот времени Вадим: «Секс с Бриджит меня больше не возбуждал. Внезапно я понял, «что значит выполнять свои супружеские обязанности». (...) мою пресыщенность было трудно объяснить, учитывая тот факт, что Бригитта в возрасте двадцати одного года достигла полного расцвета своей красоты. Любой мужчина продал бы душу дьяволу, лишь бы занять мое место в ее постели».
Конечно, Вадима трудно обвинить в неискренности, но его воспоминания во многих местах представляют собой прекрасный материал для анализа для матёрого психоаналитика. Потому что действительно трудно поверить, что 20-летняя Брижит Бардо перестала быть желанной! Можно предположить, что быть женатым на такой популярной женщине было довольно сложно.
Вадим признавался, что у него была проблема с тем, что карьера Брижит по непонятным причинам (она на тот момент еще не снялась ни в одном известном фильме) ускорилась с невероятной скоростью, а он замер на месте. Когда Бардо появилась в 1953 году в Каннах, чтобы сопровождать Вадима, журналисты сходили по ней с ума. Именно тогда Роджеру впервые стало известно о зарождающемся «феномене Бардо» — девушке, которая свободно прогуливалась по пляжу в откровенном бикини, босиком и с распущенными волосами. Солдаты американского авианосца, увидев ее, устроили ей овации, достойные Мэрилин Монро, а Онасис разослал специальные приглашения на прием с ее присутствием.
Итак Вадим охладел по отношению к Бригитте, жаждущей интереса и нежности. И она стала искать все это у других мужчин. У нее был короткий роман с итальянским гитаристом, но ничего серьезного. Настоящая угроза браку Племянниковых возникла позже, на съемках фильма, сделавшего Бардо величайшей европейской звездой, а Вадима – мастером кинематографа. « И Бог создал женщину» — это фильм, в котором Бригитта представила свое божественное тело и создала новый тип героини — неблагоразумную девушку, освобожденную от власти социальных условностей, имеющую смелость добиваться собственного счастья, в том числе и чувственного наслаждения.
Во время работы над этим фильмом в г. Тропе познакомилась с Жаном-Луи Трентиньяном, в которого вскоре влюбилась. Вадим быстро понял, что дело серьезное и… после долгих раздумий разрешил Бардо официально жить с возлюбленным на глазах у всей съемочной группы. Даже больше - он каждый день через глазок камеры наблюдал за разыгрываемыми ими любовными сценами.
Позже он утверждал, что в то время не чувствовал ни ревности, ни сожаления. Он просто смирился с концом любви. Однако можно предположить, что он просто находился в огромном шоке, который не давал ему признаться в происходящем. Его поведение можно даже интерпретировать с точки зрения классической травмы. Ведь когда съемки и монтаж были закончены, Вадим как-то вечером отправился на квартиру в Париж, где они с Брижит когда-то жили вместе. Потом он увидел, как его пока еще официально жена, смеясь прогуливается в обнимку с Жаном-Луи, они вместе выгуливали собачку.
И тут в мужчине вспыхнули давно скрытые чувства. Он вернулся домой и написал два письма: одно Бригитте, другое своему другу Раулю Леви. Он бросил их в почтовый ящик Рауля и поехал дальше. Неизвестно, что именно он включал в свои сообщения, но, скорее всего, информацию о своем плане самоубийства. Однако после сумасшедшего митинга под дождем и ночевки на люцерновом поле он передумал и отправился к матери в Тулон. Спустя годы он заявил, что после этого опыта он «стал невосприимчивым к вирусу» отчаяния: «Я никогда больше не позволял этому неизвестному демону снова завладеть моим телом и душой».
Супруги официально развелись в 1957 году. Они расстались дружески, более того, позже они остались в хороших отношениях, как профессиональных, так и личных. Они не раз говорили, что сохранили много хороших чувств друг к другу. Несомненно, именно Вадим сформировал образ Брижит Бардо. Из любви к нему она бросила танцы и обратилась к актерскому мастерству, хотя, как сказал Роже, «она никогда по-настоящему не любила кино».
Брижит считала, что судьба их отношений могла сложиться иначе, если бы Вадим ревновал. Ибо ее интерес к Жан-Луи на первом этапе был просто желанием спровоцировать мужа на демонстрацию своей привязанности и страсти. Он, в свою очередь, не хотел или не мог ничего сделать, чтобы остановить ее. Бригитта не могла с этим смириться, как утверждал Вадим: «Она всегда хотела всего и сразу. Страсть была ее наркотиком. И как это всегда бывает с наркотиком, она всю жизнь оставалась его рабыней».