Проектом, над которым в этот раз работал Сергей, наш оператор БПЛА, была аэрофотосъемка территории под строительство малой атомной электростанции. В дальнейшем она будет снабжать электричеством горно-обогатительный комбинат, расположенный на месторождении Кючус (его АФС тоже предстояло выполнить).
Командировка Сергея длилась больше двух недель. О своих приключениях он расскажет в своей новой заметке.
16 июня. Я стою в аэропорту Якутска на стойке регистрации с загадочным названием «Усть-Куйга».
— Только 20 кг багажа на одного пассажира! Нет, купить нельзя! Вы понимаете, что это АН-24? В него просто больше нельзя нагрузить! — уставший сотрудник аэропорта в десятый раз объяснял пассажирам правила «Полярных авиалиний».
Я добил свой багаж до 20 кг какой-то частью аппаратуры, а остальную же часть ждал долгий и непростой путь до места назначения. Впрочем, полет на «Аннушке» для меня тоже не выглядел легкой послеобеденной прогулкой.
Проснулся я от того, что летающая маршрутка, безбожно трясясь и кряхтя, прорывалась сквозь густую низкую облачность вниз — туда, где находится поселок Усть-Куйга. В иллюминаторе было белое молоко, а GPS в телефоне показал высоту в 2000 м. Я успокаивал себя тем, что таких высоких гор тут быть не должно.
Спустя десяток минут самолет вывалился из облака, и под ним, пестрея болотами и сопками, понесся Усть-Янский улус Республики Саха. Борт описал длинную дугу над поселком, открыв Усть-Куйгу во всем ее великолепии, и начал заходить на посадку на грунтовую полосу аэропорта.
Вы когда-нибудь ездили по грунтовым дорогам со скоростью больше 100 км/ч? Ощущения от посадки были незабываемы: завтрак прыгал вместе с позвоночником, а самолет, раскидывая пыль и камни, оттормаживался на взлетно-посадочную полосу.
Сотрудники ООО «Сервис Гео» (эта компания была заказчиком работ) встретили меня на видавшей виды «буханке». Затем они, попутно вводя в курс дела, отвезли меня в мой дом на ближайшее время — детскую музыкальную школу, часть которой была переоборудована под жилое помещение.
Первые полеты
Мой комплект аппаратуры на неопределенное время завис в Якутске, так что 18 июня, когда низкая облачность и сильный ветер наконец-то уступили место вялому якутскому солнышку, было решено начать работу силами одного борта заказчика.
С точками старта дела обстояли очень плохо: либо болото, либо деревья, либо горы. Поэтому после короткой разведки было принято решение летать с одной сопки, наиболее плоской и лысой. К моему большому сожалению, водитель «буханки» наотрез отказался штурмовать подъем, так что вся аппаратура была навьючена на людей. Работать, соответственно, пришлось тоже в самом полевом варианте: сидя на земле, с аппаратурным кейсом вместо стола, а питание ноутбука было организовано через автомобильный аккумулятор.
Успешно завершив три вылета и закрыв одну четвертую площади первого объекта, мы отправились домой. Там меня ждала приятная новость: транспортная компания справилась со своими обязанностями, и уже завтра до меня доедут три Геоскана 201! Много бортов это, конечно, всегда хорошо, ведь можно нарастить мощность при выполнении проекта, но прогноз погоды не давал в ближайшие дни и шанса снова начать работу.
Спустя несколько дней вновь распогодилось. Благодаря незаходящему полярному солнцу были успешно совершены 12 полетов тремя бортами, которые полностью закрыли оставшийся объем участка. Отмечу, что на три самолета у нас было всего семь АКБ, которые нельзя было зарядить в поле. Так что после каждой посадки набор разряженных АКБ грузился в «буханку» и отправлялся в город, где заряжался, а потом поднимался обратно на сопку.
По результатам аэрофотосъемки будут созданы ортофотопланы, а по ним, в свою очередь, топографические карты масштабов 1:5000 и 1:10000. Они помогут инженерам принять оптимальные решения при планировании строительства АЭС.
Месторождение золота
23 июня мы отправились на второй участок работ — Кючус. Это месторождение золота, второе по объему в Якутии, которое располагается на севере Верхоянского района в нижнем течении реки Кючус. АФС поможет актуализировать данные об этом объекте и получить хорошую подоснову для создания топографических планов и цифровой модели местности.
Единственный способ туда попасть летом — на лодке, так что аппаратура была загружена в «Казанку» дяди Саши, и спустя полтора часа приятного водного вояжа мы оказались в точке назначения.
Нас поселили в комфортабельный по местным меркам вагон-бытовку и покормили, а затем провели нам инструктаж по технике безопасности. Аккумуляторы отправились на зарядку, а мы — на боковую. Прогноз на завтра обещал быть хорошим.
24 июня, сразу после завтрака, компания из трех человек потащила аппаратуру на единственную приемлемую точку старта — вертолетную площадку. За 12 вылетов (включая один перелет из-за вышедшей из строя карты памяти в фотоаппарате) была закрыта площадь в 250 кв. км.
Закончив АФС и проверив весь материал, мы вызвали дядю Сашу по спутниковому телефону и спустя несколько часов вновь были в Усть-Куйге. Оставалось самое сложное — улететь отсюда.
Как выбраться?
Может быть, в цивилизации куда-то улететь не составляет труда — были бы деньги. Однако Дальний Восток имеет свою специфику: всего шесть рейсов в неделю, билеты на которые раскуплены на месяц вперед (сезон отпусков, все летят на Большую землю). Безвыходная ситуация? Нет! Тут стоит рассказать о таком термине, как подсадка.
На каждом борту остается несколько резервных мест, билеты на которые можно купить непосредственно перед посадкой. К нашему сожалению, при первой попытке улететь желающих «подсадиться» оказалось гораздо больше, чем доступных мест, так что потянулись долгие три дня ожидания.
30 июня, заняв очередь с открытия аэропорта, мы успешно купили билеты, АН-24, поднимая клубы пыли, ушел в Якутское небо. Командировка, можно считать, завершилась.
P.S. За прекрасные фотографии спасибо специалистам компании «Сервис Гео».
P.P.S. Недавно вышло интервью с Сергеем, где он рассказал о своей поездке в Антарктиду. Вдруг вы пропустили :)
#полевыеработы #АФС #аэрофотосъемка #беспилотник #оператор бпла #дроны #геоскан