В июне 1865 года оренбургскому генерал-губернатору поступило прошение от Войскового правительства казачьего войска о том, что «жители Миасской и Петровской станиц, 11 выселков, Козыревского, Пашнинского, Анфаловского и других, проживающих на правой стороне реки Миасс, в устранение встречаемых ими затруднений в исполнении христианских треб во время разлитий реки Миасс не только в весеннее время, но и среди лета от дождей, ходатайствуют о дозволении им построить за собственный счет каменную церковь в Миасской станице. На постройку церкви они уже имеют 2600 рублей и 300 пудов хлеба, достаточное количество кирпича и цокольного камня, что они обязываются построить причту дома и производить жалование по 284 рублей в год и особо плату за требы».
План на строительство губернатору уже был представлен, и епархиальное начальство на постройку церкви изъявило согласие. Прошение подписал исполняющий должность атамана подполковник Боборыкинский.
Церковь заложили 30 апреля 1867 года, построили за три года и 11 октября 1870 года местный благочинный освятил церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи. Из клировой ведомости за 1883 год: «причта в ней положено настоятель один, псаломщиков два, кои все налицо. Земли при сей церкви пахотной, сенокосной и усадебной отведено 120 десятин для всего причта (позже будет добавлено – до 300 десятин). Дома у настоятеля и псаломщиков общественные, построены на общественной земле, не совсем удобные».
Церковь имела один престол и была теплой, внутренняя площадь составляла 365 кв. метров. На содержание церковнослужителей выделялось священнику 144 рубля серебром и псаломщикам 40 рублей серебром. Просфорник имел от церкви 20 рублей серебром. Денежного дохода за требу исправлений поступало около 400 рублей серебром на весь штат. Зданий при церкви приносящих доход не имелось.
Настоятель церкви Григорий Александрович Беляев 11 января 1875 года был утвержден попечителем и законоучителем в Миасской школе. В следующем году он был утвержден действительным членом Миасского общества. Он взял на воспитание дьяконских детей сирот и дал им образование в духовном училище. Настоятелем церкви с 1912 года был Николай Иванович Чуреев, из духовного сословия, окончивший в 1896 году Оренбургскую духовную семинарию. Имел награды: набедренник, скуфью, камилавку и Архипастырские благословения с грамотами. Ранее в церкви служил священник Николай Павлович Лебединский. Добрый пастырь более полувека проповедовал Слово Божие. Включался Святейшим Синодом в список священников, которым определялась высокая пенсия в 300 рублей. Отец Николай с матушкой вырастили, воспитали четырех сыновей и трех дочерей, дали всем образование, женили и выдали замуж. В 1905 году урядник Иван Киселев был избран старостой Иоанно-Предтеченского храма. Впоследствии он будет переизбираться на эту должность несколько сроков подряд, получать благодарности духовенства и общества.
По клировой ведомости за 1877 год приход был открыт в 1817 году, по мнению краеведа А.Т. Медведева – в 1784. Александр Тимофеевич не смог подкрепить свои сведения документальными источниками. Вполне возможно, что на правобережье Миасской станицы стояла деревянная часовня в качестве самостоятельного прихода. В таком случае службу в ней должны были вести священники левобережной церкви святого Ильи Пророка. В любом случае, в архивных источниках есть сведения за 1866 год (когда каменная церковь еще не была заложена) о венчании во втором правобережном храме Иоанно-Предтеченском жителей самой станицы: Александра Акинфина, Ивана Заслонова, Федора Малых, Федора Поздеева; выселка Анфалова – Якова Анфалова, Василия Соколова, Федора Малкова, Константина Пашнина; выселка Адищева – Михаила Колышкина; выселка Худякова – Василия Бажанова, Андрея Колышкина; выселка Пяткова - Петра Старикова; выселка Ханжина – Якова Пушкарева; выселка Чернавского – Михаила Заплатина, Степана Козырева; выселка Старикова – Филиппа Алабугина; выселка Пашнина – Гавриила Пашнина, Семена Пашнина; выселка Малого Худякова – Кирилла Филинских, Кузмы Филинских и многих других.
Напомню, что часовня являлась простейшим выражением храма и отличалась от него меньшими размерами, а также отсутствием алтаря. Эти культовые постройки были предназначены для богослужения без литургии. По церковному канону в часовне, поскольку здесь отсутствует алтарь, не могли совершаться таинства. Но на Урале, Севере и в Сибири это правило нарушалось. В часовне крестили новорожденных и отпевали умерших. В более редких случаях происходило венчание, о чем свидетельствует Указ Святейшего Синода от 18 августа 1769 года о разрешении венчания в часовне.
Весной 1920 года во время Богослужения в Иоанно-Предтеченской церкви во время празднования святой Пасхи жителями Миасской станицы производилась стрельба из чугунных пушек, которые были приобретены прихожанами несколько лет назад. Во время стрельбы получился разрыв одной из пушек и осколком в грудь был убит Иван С. Худяков. Место происшествия осмотрели фельдшер Малков и милиционер (из пришлых). Они составили протокол по факту происшествия. Мрачный случай вызвал толки и предсказания обывателей, время стояло смутное. О чем говорили тогда: что «японцы наступают», ждали прихода их и атамана Семенова; что «при Советской власти уморят всех с голоду»; что далее «миру никогда не будет».
В 1929 году церковь была закрыта и отдана под склад Козыревскому совхозу, но сохранились архивные данные о перерегистрации прихода в период апреля 1928 – декабря 1930 годов. Официальное закрытие церкви оформлено в период мая 1931 – марта 1932 годов (ОГАЧО, ф. Р220, оп. 4, д. 19). В 1936 году бывший культовый объект начали разбирать, используя кирпич в строительных целях. К концу 1952 года от величественного храма не осталось даже следа. В настоящее время сохранился один из двух домов священников дореволюционной постройки. Он стоит на углу пересечения улиц Комсомола и Советской. К сожалению, на сегодняшний день не имеется ни одной архивной фотографии с первозданным видом церкви. По этой причине расходятся мнения о ее точном месторасположении. У меня имеется семь версий старожилов села месторасположения храма и рознятся они на не значительное расстояние – в пределах ста метров.
Оцифровывая архивные слайды В.К. Егорова, которые хранятся в районном краеведческом музее, я обратил внимание на многочисленные пустые папки со снимками. По всей видимости, неизвестное лицо или лица до меня основательно изучили богатый архив краеведа и изъяли отдельные уникальные фотографии, в том числе запечатлевшие процесс возведения комплекса школьных зданий в период 50-60-х годов прошлого века. Вполне возможно, что Владимир Константинович фотографировал и полуразрушенную церковь, но данные слайды утеряны для истории. Нам остается довольствоваться тем, что осталось от богатого архивного наследия краеведа. Остается только надеяться на то, что фотографии с первозданным видом церкви Иоанна Предтечи сохранились в архивных церковных газетах или в родительских фотоальбомах. Такое уже бывало не раз, когда молодое поколение не придавало значения архивным фотография храмов вековой давности, как в Нижнепетропавловке.
В статье В.К. Егорова «Вехи нашей истории» (газета «Маяк», 1994 год) говорится, что в 1936 году при возведении второго школьного здания использовался кирпич разбираемой церкви. То есть, сразу же после закрытия храма бесхозное здание начали разбирать. Бывший редактор газеты «Маяк» А.Т. Медведев со слов старожилов рассказывал мне о том, что церковь стояла на месте спортивного зала школы, на пересечении улиц Торговая и Комсомола. В действительности на месте впоследствии построенного спортзала в 1904 году был открыт первый в станице Миасской фельдшерский пункт. Он находился в домике, состоящим из двух комнат. Западнее фельдшерского пункта находилась церковь и священники с прихожанами «возмущались и требовали снести этот дом, так как по положению все дома вокруг церкви должны быть обращены к ней окнами».
Существует также ошибочное предположение о том, что здание современного детского садика «Теремок», исходя из архитектуры постройки и арочных окон, является одной и сохранившихся комнат церкви. Но этому противоречит надпись на фронтоне детского учреждения с годом постройки здания – 1954, в то время как к концу 1952 года церковь была окончательно разобрана до кладки фундамента.
Установить точное месторасположение храма позволили все те же сведения Владимира Николаевича Бобылева, который не только рассказал мне об обнаружении в 1952 году могилы священнослужителя церкви (ряса, большой крест на груди, рыжие волосы на черепе), но и показал место погребения. Бывший ученик в 1952 году принимал личное участие в окончательном разборе церкви и, по его словам, на тот период времени высота кирпичных стен уже почти разобранного храма составляла не более 1.5-2 метров. По утверждению обладающего феноменальной памятью бывшего инженера-геолога, церковь располагалась наискосок через дорогу (улица Комсомола) напротив сохранившегося дома священника. И это единственное свободное место, где теоретически могла стоять церковь, принимая во внимание местонахождение могилы священника, а также возведение комплекса зданий старой школы, производимое на протяжении 15 лет (1936-1952 годы) параллельно идущему разбору храма. По словам В.Н. Бобылева церковь была немного вытянута относительно улицы Комсомола. Условные координаты центра храма GPS-55.276770; 61.891839. Сохранившуюся каменную кладку фундамента церкви при большом желании можно найти с помощью металлического щупа. Могила священника находилась сразу за храмом в южном направлении. К сожалению, извлеченные из земли бренные останки не были должным образом перезахоронены и на протяжении нескольких дней лежали под открытым небом на месте новостроя. На старом кладбище в конце улицы Степана Вострецова старожил показал мне точное месторасположение еще одной могилы священнослужителя прямо у разбитого молнией тополя. К какому церковному приходу относился священник не выяснено, так как В.Н. Бобылев уже не мог вспомнить надписи на мраморном надгробии.
При храме имелся церковный погост, расположенный за околицей станицы. Сегодня на месте кладбища находится игральная площадка детского садика «Радуга». Долгое время на этом месте располагался обширный пустырь, огороженный посадками акации. В 1957 году ко 2-му зданию школы пристраивали котельную и мастерские. При производстве земляных работ строители задели северную сторону церковного погоста, извлекая с грунтом скелетированные человеческие останки и гробовые доски. Со временем про существование кладбища забыли даже старожилы райцентра и о нем вспомнили лишь 15 лет назад, когда при прокладке водовода к детскому садику ковш экскаватора опять наткнулся на сплошное могильное поле. Кощунственно, но добротные мраморные плиты надгробий использовались в 1952 году при строительстве здания новой школы в качестве облицовки фундамента, так же как и красные кирпичи разобранной церкви. Сегодня надгробия у основания стен современного Управления образования Красноармейского района заштукатурены. Но при ремонте фасада здания жители села могли прочитать на мраморных монументах имена и фамилии покойников, в том числе и из купеческого сословия.
По утверждению некоторых старожилов села Миасское от церкви к дому священника был проложен подземный ход, что крайне маловероятно. Во-первых, жители данного дома сказали об отсутствии каких-либо потайных ходов в их погребах. Во-вторых, устройство подземных ходов к храму существовало в практике русского церковного строительства вплоть до середины 19 века, по которым в случае крайней необходимости можно было покинуть здание. Затем необходимость в сооружении потайных подземных ходов отпала.
До революции среди фотографов была популярна техника под названием «амбротипия», что в переводе с греческого означает «вечный снимок». Благодаря данной технологии изображение проявляется не на бумаге, а на стеклянной пластине и остается в ней навсегда. По всей видимости, именно такая фотография дореволюционного времени с первозданным видом правобережной церкви Иоанна-Предтечи хранилась в школьном музее В.К. Егорова. С выходом Владимира Константиновича на пенсию долгое время музей оставался без должного присмотра, и стеклянная пластина с изображением храма была безвозвратно утеряна, как и многие другие уникальные экспонаты.