Найти тему

ЧТО ТАКОЕ РОЯЛЬ В КУСТАХ, И КТО ЕГО ТУДА ЗАКАТИЛ? ЧТО У НЕГО ОБЩЕГО С БОГОМ ИЗ МАШИНЫ, И НУЖНЫ ЛИ ОНИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?

Сегодня мне бы хотелось разобрать два термина, названия которых вызывают лишь недоумение у неподготовленного зрителя. Рояль в кустах и Бог из машины, несмотря на разные названия на самом деле являются очень близкими по значению терминами, обозначающими использование фактора, ранее не использовавшегося для придания развязке элемента неожиданности, эдакая противоположность чеховского ружья

Но вот в искусстве они появились с огромным временным промежутком между друг другом. Бог из машины появился в античной Греции, тогда появление Бога с помощью специальных кранов (машин) в конце пьесы было обычным делом. Настолько обычным, что даже стало одним из самых любимых приемов трагеика Евприда. Среди сумевших дожить до наших дней его произведений этот прием встречается восемь раз.

С роялем в кустах история не менее интересная, но появился он в 1963-м году и не в Греции, а на просторах Советского союза. Впервые термин появился в пародийном обозрении «Тринадцатая программа» в миниатюре «Совершенно случайно». Там два героя совершенно случайно находят музыкальные инструменты именно тогда, когда выясняется, что один из них умеет музицировать. Именно таким, оказавшимся в кустах инструментом и оказывается рояль. Часть эпизода, в которой герои находят музыкальные инструменты, и принимают решение сыграть сопровождается фразой «совершенно случайно», именно эта фраза и показывает особенности данного приема, а заодно и объясняет смысл названия.

-2

В журнале «Самиздат» рояль в кустах выставляется как недостаток некоторых художественных произведений.

«"Рояль" — недостаток произведения, выраженный в нелогичном, непредсказуемом, никак не вытекающем из предыдущего повествования появлении человека, существа или предмета, догадки или же свойства предмета или человека, оказывающего существенное влияние на сюжет, введённого в книгу только для использования в одной конкретной ситуации и помогающему главному герою», - написал Константин Костин

С другой стороны, Толкин отстаивал необходимость таких концовок, даже придумал для неожиданных счастливых концовок называемый «эвкатастрофа», считая это частью своеобразного побега от реальности, частью которого и является неожиданный счастливый финал в подобной литературе.

-3

Одним из примеров использования подобного приема является победа призрачного гонщика над Галактусом в мультсериале «Фантастическая четверка», где он побеждает с помощью карающего Ока, о котором раньше не было никакой информации в рамках сериала.