Найти в Дзене
Ассоциация РОАД

Зора Аркус-Дунтов: история легенды

Культовым американским спортивным автомобилем является Chevrolet Corvette. Впервые появившись в 1953 году, на текущий момент, Corvette уже выпускается в восьмом поколении. Рождение и продвижение этого автомобиля напрямую связано с Зорой Аркус-Дунтовым, рассказывает эксперт РОАД и автор исторических колонок Сергей Наумовский.

Зора Аркус-Дунтов был блестящим инженером, превратившим Corvette из стильного автомобиля в легендарный спортивный автомобиль. Его иногда ошибочно называют изобретателем Corvette, тогда как этот титул, на самом деле, принадлежит Харли Эрлу.

-2

Дунтов родился Закари Аркус в Брюсселе, Бельгия, 25 декабря 1909 года. Его родители были евреями русского происхождения. Его отец Яков ”Жак” Аркус был горным инженером, а мать Рэйчел Коган была студенткой-медиком. В следующем году семья Аркус-Дунтова вернулась в Санкт-Петербург (в то время Петроград) как раз вовремя, чтобы пережить Первую мировую войну и русскую революцию. Когда суровые времена привели к нормированию хлеба, легенда гласит, что Зора  вооружился револьвером, чтобы обеспечить семью продуктами питания. Огнестрельное оружие также пригодилось, когда нужно было уговорить местного врача приехать и позаботиться о его больной матери. После того, как семья вернулась в свой родной город Санкт-Петербург, родители Дунтова развелись, и новый партнёр его матери, инженер-электрик Йозеф Дунтов, переехал к ним в дом. Из-за тяжёлых экономических условий отец Зоры Жак Аркус остался в доме после развода и приезда отчима Йозефа Дунтова. Спустя годы, в 1941 году, Зора, наконец, достаточно уважал своего третьего родителя, чтобы сменить фамилию на Аркус-Дунтов.

В 1927 году семья переехала в Берлин. Юный Зора, зачарованный всем, что способно двигаться своим ходом, мало интересовался школой. В то время как в раннем детстве Дунтов мечтал стать водителем трамвая, позже трамваи уступили место мотоциклам и автомобилям. Его первым моторизованным транспортным средством был мотоцикл, на котором он ездил по близлежащим гоночным трассам, а также по улицам Берлина. Когда его родители, опасаясь за его безопасность, настояли, чтобы он обменял мотоцикл на автомобиль, Дунтов купил модель с велосипедными крыльями у немецкого производителя под названием Bob. Bob был создан для гонок по овальным трассам. У него не было передних тормозов, а задние тормоза были слабые. В 1934 году Дунтов окончил Шарлоттенбургский технологический университет (ныне Берлинский технический университет). Он также начал писать инженерные статьи в немецком автомобильном издании Auto Motor und Sport. Находясь в Берлине, Дунтов познакомился с четырнадцатилетней Эльфридой “Эльфи” Вольф, которая приехала в город изучать балет и акробатические танцы. Ониподдерживали связь в течение нескольких лет, пока Эльфи гастролировала с танцевальнымитруппами. В конце концов, она поселилась в Париже в качестве танцовщицы Фоли-Бержер. Онипоженились в феврале 1939 года, незадолго до начала Второй мировой войны.

После начала войны Зора поступили на службу во французские ВВС. Когда Франция капитулировала, Дунтов получил выездные визы в испанском консульстве в Марселе не только для себя и Эльфи, но и для своего брата и родителей. Эльфи, которая в то время всё ещё жила в Париже, совершила драматический рывок в Бордо на своем MG прямо перед наступающими нацистскими войсками. Тем временем Дунтов и его брат Юра спрятались в борделе. Пять дней спустя Эльфи встретилась с Дунтовым и его семьёй, а позже они сели на корабль в Португалии, направлявшийся в Нью-Йорк.

Поселившись на Манхэттене, в 1942 году братья основали Ardun Mechanical Corporation, названную в честь Аркуса и Дунтова. Сначала Ardun производила штампы и пуансоны для боеприпасов, а затем детали для самолётов. Головки блока двигателя, задуманные Дунтовым, были разработаны Джорджем Кудашем. Цель конструкции верхнего клапана заключалась в том, чтобы вылечить постоянный перегрев клапана V8 плоской головкой в ​​​​блоке. Плоская головка“соединила” два центральных выпускных отверстия в единую трубу, создавая большую передачутепла от горячих газов к охлаждающей жидкости, которая была устранена в конструкцииверхнего клапана. Головки Ardun позволили значительно увеличить выходную мощность Ford V8. Ardun превратилась в инженерную компанию с 300 сотрудниками, имя которой было столь же почитаемо, как Offenhauser, но позже компания прекратила свою деятельность после некоторых сомнительных финансовых решений партнёра, которого взяли к себе братья Аркус-Дунтовы. Аркус-Дунтов пытался пройти квалификацию Talbot-Lago для Indianapolis 500 в 1946 и 1947 годах, но так и не смог участвовать в гонке. В это время Зора получил приглашение от британской компании, а его брат решил заняться финансами. #автопром #авторынок #роад #СергейНаумовский #шевролет #корветт

Вскоре Зора уехал из США  в Англию, чтобы заняться разработкой спортивного автомобиля Allard, участвуя в гонках “24 часа Ле-Мана” в 1952 и 1953 годах. Его целью было улучшить и подготовить автомобили компании. Примечательно, что одними из них были Ford V8, на которых Дунтов применил, в том числе, и свои старые наработки. Достижения инженера заметили владельцы и одновременно гонщики Allard Сидней Аллард и его жена Элеонора. В 1952–53 годах Дунтов сам выступал в качестве гонщика Ле-Мана на моделях Allard J2X Le Mans и Allard JR. В те же годы на автомобилях Allard участвовал в гонках Кэрролл Шелби. Вскоре Дунтова пригласили в команду Porsche. Зора управлял 1100-кубовым Porsche 550 RS Spyder в Ле-Мане в 1954 и 1955 годах, одержав победу в своем классе в 1954 году.

-3

Продолжение большого материала читайте на сайте РОАД в разделе "Мнение эксперта"!