Найти в Дзене
А ну-ка, бабушки!

Почему в титрах "Ассы" не указали авторов песни "Город золотой", и есть ли они на самом деле

Оглавление
Борис Гребенщиков и пластинка 70-х
Борис Гребенщиков и пластинка 70-х

Пока одни воюют за авторские права в судах, вторым достаточно того, чтобы их произведения звучали, находя дорогу к зрителям. Композицию "Город золотой" долгое время приписывали Борису Гребенщикову, а режиссер "Ассы" сознательно не указал авторов в титрах. Давайте разберемся, почему?

Путь к зрителям: в репертуаре рок-звезды

Борис Гребенщиков не первый исполнитель песни, но именно он сделал ее популярной. Сегодня "Город золотой" входит в топ-100 лучших рок-композиций 20-го века, занимая третье место. Как песня попала в репертуар музыканта ?

В ленинградском театре-студии "Радуга" Эрик Горошевский поставил спектакль "Сид", в котором данная композиция уже звучала. В 1975-м Гребенщиков посмотрел постановку и буквально влюбился в мелодию и стихи. Причем начало звучало так: "Над небом голубым". Решив, что рай можно найти и на земле, не особенно задумываясь, Гребенщиков слегка изменил текст на "Под небом голубым".

Кадр из фильма "Асса": Алика и Бананан
Кадр из фильма "Асса": Алика и Бананан

В зале он не смог выяснить, кто авторы композиции, и просто "снял" мелодию по слуху, записав слова. В спектакле песню исполнял Леонид Тихомиров. А в 1984-м включил ее в свой репертуар под названием "Город" и Гребенщиков . Песня имела успех, после чего рок-музыкант записал ее в Доме Радио (Ленинград). Когда Сергей Соловьев снимал "Ассу", он искал композицию, которая стала бы лейтмотивом романтической истории героев - Алики и ресторанного певца под псевдонимом Бананан. И пригласил Гребенщикова.

Фильм снимался в 1987-м, к тому времени авторы уже были известны. Но Соловьев сознательно не внес их имена в титры, чтобы картину не положили на полку. Ибо на тот момент поэт и первый исполнитель песни эмигрировали из страны. После выхода картины песня стала мегапопулярной, а авторство зрители моментально приписали Гребенщикову.

Рождение стихов

Анри Волхонский
Анри Волхонский

В ноябре 1972 года ленинградец Анри Волхонский, химик-фармацевт по образованию, помогал художнику Борису Акселю выкладывать мозаику "Небо на земле". С 50-х годов он писал пьесы, песни, стихи, но его не печатали. Произведения распространялись через самиздат. Лишь в журнале "Аврора" однажды напечатали его басню "Кентавры".

Тексты к песням он частенько писал в соавторстве с Алексеем Хвостенко, который был известен по литературной группе "Верпа". К сожалению, друг тоже печатался только в самиздате. В тот день, когда родились стихи, Хвостенко в городе не было. Волхонский без товарища грустил, раскалывая смальту для художника. И вдруг композиция навеяла ему строки, которые поэт написал буквально за 15 минут. Свои стихи он назвал "Рай" и напел их под мелодию, которая звучала с пластинки "Лютневая музыка XVI-XVII в." Автором значился средневековый композитор Франческо да Милано.

В 1973-м Волхонский решил эмигрировать в Израиль, а в 80-е перебрался в Германию. В 2017-м его не стало. Первым исполнителем песни считается Алексей Хвостенко. Его часто называют соавтором Волхонского. Возможно, какие-то строки он и поправил, чтобы они легче ложились на музыку. Также не имеющий возможности издавать свои произведения, в 1977-м Хвостенко покинул страну вслед за товарищем. Стал выпускать во Франции собственный журнал, а в 90-е частенько приезжал в Россию, сотрудничал с группой "Аукцыон". Алексея Хвостенко не стало в 2004-м, когда он решил вернуться в страну насовсем.

Автор музыки

Владимир Вавилов
Владимир Вавилов

Все бы так и осталось в истории создания песни, если бы не исследователь Зеэв Гейзель. Он обнаружил, что все произведения с пластинки "Лютневой музыки" не принадлежат авторам, которые их якобы написали. Так, "Сюита для лютни: канцона и танец", под которую исполнялась композиция "Город", не значится в полном собрании сочинений да Милано. Не существует ни нот, ни каких-либо других подтверждений его авторства.

То же самое с песней "Конь унес любимого" и легендарной Ave Maria, приписанной Джулио Каччини. Выяснилось, что автором всех произведений на пластинке является ленинградский музыкант Владимир Вавилов. Участник войны, он окончил музыкальную школу для взрослых. Играл в дуэте гитаристов, освоил лютню. Изучал Вавилов и композицию, теорию музыки, но частным образом. Под руководством Иоганна Адмони.

Написав композиции для лютни, он выпустил пластинку под авторством известных средневековых композиторов, потому что не верил, что произведения человека без образования будут изданы фирмой "Мелодия". К сожалению, этот талантливый человек ушел из жизни очень рано, в 48 лет. Еще в 1973 году, когда песня "Город золотой" не была известна широкой публике. Вот что сказала его дочь:

Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией Вавилов никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии.

Снимаю шляпу перед этим великим человеком. Даже об уходе из жизни пословица существует: "На миру и смерть красна". А тут совсем другое. Создать шедевр и "отказаться" от авторства, чтобы твое произведение жило! Это дорогого стоит.

Кстати, за границей Гребенщиков встречался с Волхонским. И увидел перед собой абсолютно внутренне свободного человека. Тот не только не возражал против исполнения своей песни, но даже и не настаивал, чтобы рок-музыкант делал это в его авторской версии. Песню взяла в свой репертуар Елена Камбурова и другие исполнители. И каждый привнес в нее свое, особенное прочтение.

Думаю, в исполнении Хвостенко песню даже узнать трудно. Я тоже испытала культурный шок. Но мне захотелось переслушать. А вам?

Пишите в комментариях, не скупитесь на лайки и обязательно подписывайтесь на канал "А ну-ка, бабушки!", даже если по возрасту вы еще не бабушки...

Если хотите почитать об удивительной судьбе поэта Шкляревского, жмите здесь.

Виктория Самарская