В 1985 году Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев – уроженец села Привольного Красногвардейского района Ставропольского края. Немного освоившись на своем посту, он поручил построить через свое родное село железнодорожную ветку. В Википедиях пишут, что якобы идея этой ветки возникла ещё в 1903 году, что не соответствует действительности. Первые проектные документы появились в 1986 году, поэтапное строительство началось в 1987 году. Сначала была сдана ветка Песчанокопская – Красная Гвардия протяженностью 56,8 км. Первый поезд по путям станции Красная Гвардия прошел 8 декабря 1989 года. В 1993 году сдается ветка Красная Гвардия – Передовая. Таким образом, общая протяженность однопутного неэлектрифицированного участка Передовая – Песчанокопская Северо-Кавказской железной дороги составила 102 километра. Тяговый подвижной состав как в грузовом, так и в пассажирском движении – тепловозы 2ТЭ10М приписки ТЧ-18 Светлоград. Полностью строительство было завершено в 1993 году, когда ни Горбачева, ни страны, которой он пытался руководить, уже не было.
Помимо грузовых поездов, по этой ветке пустили пассажирский поезд №257/258 Ставрополь – Москва. В дополнение к существовавшему пассажирскому поезду №251/252 Ставрополь – Москва. При этом 251-й поезд, шедший через Кавказскую и Ростов, находился в пути 33 часа. Маршрут же 257-го поезда был проложен в обход Ростова через станции Песчанокопская – Сальск – Куберле – Цимлянская – Морозовская – Лихая. Получился огромный крюк, время поезда в пути составило 44 часа (на одиннадцать часов больше, чем у поезда №251), да ещё и билет на этот поезд стоил дороже! В пути 257-й поезд трижды менял направление движения: на станциях Песчанокопская, Лихая и Воронеж. Под конец пути можно было окончательно запутаться, куда ты на самом деле едешь.
Я два раза путешествовал пассажиром 257-го поезда, в 1993 и в 1994 гг. Поездка только для сугубых фанатов железнодорожных тусовок. Для простых путешественников это скорее испытание.
Из этих поездок запомнил забавный эпизод. В какое-то хозяйство в районе села Привольного, родины Михаила Сергеевича, в советское время из Нидерландов были завезены племенные коровы. Они разительно отличались от своих российских собратьев упитанностью и чрезвычайной подвижностью. На одном из перегонов, где поезд шел со скоростью примерно 25-30 км/ч, европейские буренки мчались по степи рядом с поездом, ничуть от него не отставая. Почти как лошади!
И, хотя с открытием данной железной дороги тупиковый Ставрополь получил прямой выход на Волгоград и далее на все Поволжье, особой экономической необходимости в том не было. К тому же в условиях системного кризиса в России первой половины девяностых годов и падения промышленного производства, потребность в грузоперевозках значительно снизилась.
В 1997 году участок Песчанокопская – Красная Гвардия был законсервирован. Впрочем, законсервирован – это было слишком громко сказано. Участок был просто брошен, и тут же началось его разграбление. Начала украли светофоры. Потом верхнее строение пути и часть рельсов. Через несколько лет дело дошло до элементов конструкции мостов и балласта.
Здания вокзалов в Привольном и Летнике разобрали буквально по кирпичикам, до самого основания. Что осталось целого – впоследствии было демонтировано силами СКЖД. До нашего времени сохранился только совмещенный автобусно-железнодорожный вокзал в селе Красногвардейском.
В настоящее время от горбачевской железной дороги остался один действующий участок, Передовая – Красная Гвардия, используемый только в грузовом сообщении.
Спасибо за внимание!
#горбачев #скжд #ставропольскийкрай #сссристория #железнаядорога