Глава Минобрнауки РТ, подводя итоги аттестационной кампании, обозначил районы, которые тянут республику на дно. «Досталось» и родителям, выбирающим семейное образование для своих детей, которые позже не приходят на экзамен из-за страха не сдать.
Без особых замечаний – примерно так, если говорить коротко, охарактеризовал завершившуюся в Татарстане экзаменационную кампанию среди школьников министр образования и науки республики Ильсур Хадиуллин. Он поделился первыми общими итогами ЕГЭ и ОГЭ, а также обозначил новые проблемы и «тонкие» места, которые проявляются в системе благодаря выпускным экзаменам.
Растет средний балл и количество двоечников
Подведение итогов ЕГЭ Хадиуллин начал с того, что средний балл по целому ряду предметов в Татарстане стал ниже, по сравнению с прошлым годом. Связано это, по его словам, с некоторыми изменениями в заданиях и в определенной степени с «неполной готовностью выпускников к реализации деятельностного подхода». Соответствующие поручения по исправлению ситуации уже направлены в районы.
Впрочем, даже при таком раскладе показатели средних баллов по Татарстану остаются значительно выше среднероссийских. Средний балл ЕГЭ по русскому языку (72,82) превысил федеральный на 4,5, по профильной математике (64,04) – почти на 8. Средний балл по информатике (67,87) тоже выше российского на 8, по физике (59,3) - на 5. Химия (61,57) и английский (80,39) обогнали федеральные показатели на 7 баллов, а биология (56,71) и история (64,42) – на 6.
Не скрывая своей взволнованности, министр отметил: 77 выпускников школ 2021 года из более чем 16 тысяч человек не получили аттестат по итогам экзаменов основного периода и резервных дней. Это значит, что они не смогли набрать минимальные баллы по двум основным предметам – по русскому языку и по математике.
Конечно, были и те, кто не справился с ЕГЭ и по профильным предметам. Сложнее всего, по словам Хадиуллина, школьникам в этом году дались биология (не сдали 264 чел.), обществознание (264 чел.) и химия (229 чел.).
- Отмечается снижение количества участников ЕГЭ по этим предметам, растет количество двоечников, - отметил глава министерства образования.
Причем происходит это, как подчеркнул министр, в период востребованности и развития инженерно-технического образования, которое требует абитуриентов с хорошей подготовкой именно по химии, биологии, физике, информатике.
- Полагаю, что каждому району необходимо учесть потребности экономики в высококвалифицированных кадрах, работающих в машиностроении, нефтегазохимическом комплексе. Именно они были определены президентом республики Рустамом Миннихановым как приоритетные, - добавил Хадиуллин.
Лидерами из числа предметов по выбору в Татарстане являются иностранные языки, преимущественно английский. Примечательно, что они являются лидирующими в республике и по показателям средних баллов.
Ставки сделаны на профильные классы
- Мы недостаточно использовали возможности профильного обучения в целях повышения качества образования, - честно признался Хадиуллин.
К такому выводу пришли в министерстве, изучив результаты последнего ЕГЭ. Министр заявил о существовании взаимосвязи между количеством обучающихся по профилю и сдающих ЕГЭ по выбранному профильному предмету.
- Отмечаем как положительный, так и отрицательный опыт, - сказал он об этом.
Например, доля детей, обучавшихся по технологическому профилю в Зеленодольском, Альметьевском, Верхнеуслонском районах, соответствует доле выпускников, выбравших ЕГЭ по информатике.
По предметам естественно-научного профиля доля выпускников Балтасинского и Муслюмовского районов соответствует доле выпускников, выбравших ЕГЭ по физике и биологии.
- В некоторых районах, показавших низкие результаты по обществознанию, доля детей, выбравших этот предмет, значительно превышает долю изучавших соответствующий профиль. Например, в Тетюшском районе 45% выпускников выбрали обществознание. При этом ни одна школа в районе не предоставила возможности старшеклассникам обучаться по социально-экономическому профилю, - покритиковал муниципалитет министр.
Хадиуллин напомнил, что с этого года для школ Татарстана станет доступен еще один профиль – психолого-педагогический. В 143 образовательных учреждениях откроют 160 специализированных классов. Работа будет вестись в рамках нового республиканского проекта «Подготовка педагогических кадров со школьной скамьи».
Еще одна проблема, которую для себя выявили в министерстве образования после ЕГЭ, – все еще хромающая дисциплина проведения экзаменов. Несмотря на заверения Хадиуллина, что крупных замечаний в адрес республики со стороны Рособрнадзора за время проведения экзаменов Татарстан не получил, случилось то, что не могли не заметить: трех школьников поймали на списывании. Учащихся за такое грубое нарушение, конечно, с экзамена удалили.
- Сказать, что было много нарушений, я не могу - идет рост самосознания среди школьников. «…» Но когда шпаргалка обнаруживается и заметна для наших наблюдателей и организатора, мы ничего не можем сделать. Поэтому прошу и учеников не рассчитывать на шпаргалки, на наушники, на телефоны, так как это все запрещено, - отметил министр.
Судьбу «медалистов» загубил ЕГЭ или …?
Объектом критики руководителя ведомства стали и другие школы. В отдельном порядке Хадиуллин обозначил учреждения из целого ряда районов, в которых по итогам ЕГЭ вскрылись псевдоотличники. Речь идет о претендентах на золотую медаль «За особые успехи в учении», которые не смогли подтвердить свой статус на итоговых экзаменах, то есть набрали менее 70 баллов по 1 из предметов. Таких в этом году было 185 человек.
- В Ютазинском, Тукаевском, Алькеевском, Буинском районах доля выпускников, не подтвердивших медали, превышает 20%. Это говорит об отсутствии объективности в оценивании знаний, об искусственном завышении отметок в школе, - подчеркнул министр.
«Пролетели» с кандидатами-медалистами и в Дрожжановском, Агрызском, Азнакаевском, Тетюшском, Чистопольском, Менделеевском районах. В них право на красный аттестат не подтвердили от 12 до 16% выпускников.
Вместе с тем с особой гордостью Ильсур Хадиуллин рассказывает о татарстанских «стобалльниках». В этом году 100 баллов по одному предмету получили 190 человек. 200 баллов по двум предметам смогли набрать 14 человек (в 2021 году таких было 11).
- В августе эти ребята получат традиционную единовременную выплату: 15 тысяч рублей – за 100 баллов по одному предмету; 25 тысяч рублей – за 200 баллов по двум предметам, - рассказал Хадиуллин.
«Семейники» на ЕГЭ не пришли
Неожиданно новый виток для обсуждения получила тема семейного образования в Татарстане, которая с каждым годом становится все популярнее. Поводом для возвращения к ней послужили данные о том, что пять выпускников, обучающихся в форме семейного образования, не явились на ЕГЭ. Чиновник выразил свое недовольство этим фактом.
- У нас есть информация, что [пять человек] просто испугались. Они год потеряли, потому что не явились. Почему не явились? Чем они думали?! - вопрошал министр. – Если бы они были в школе, тогда никаких проблем бы не было. Они хотя бы промежуточную аттестацию прошли бы.
Хадиуллин призвал родителей принимать взвешенные решения относительно формата обучения ребенка и отдавать предпочтение школам, ведь это, по его словам, хорошая площадка для творчества, социализации ребенка и ведения здорового образа жизни.
- У нас дисциплина, порядок и контроль. И ученики не будут бояться приходить на экзамены, - заверил он.
«Досталось» и репетиторам, которые зачастую заменяют детям на семейном обучении учителей. Хадиуллин отметил, что часто родители «ведутся» на эффективность занятий с профессионалами из сети, а после получают неудовлетворительные результаты экзаменов.
- Я уж не стал здесь говорить о том, каким образом некоторые репетиторы обманывали наших детей. Результаты у них намного ниже, чем у остальных детей. Не надо верить соцсетям. Все надо обязательно проверять. Есть ли у них [у репетиторов] лицензии?! Или они просто зарабатывают деньги? Я призываю заниматься в школах, получать знания, полноценное воспитание, и вы будете в нашей среде социализированы, - эмоционально убеждал глава Минобрнауки.
Отдельное внимание Ильсур Хадиуллин уделил и теме ЕГЭ на родных языках в ответ на упоминание журналистами о башкирском Курултае, который предложил ввести ЕГЭ по родному языку и литературе.
- Мы поддерживаем этот проект. Если результаты ЕГЭ по родному языку будут признаны на территории всей нашей страны, я думаю, желающие сдавать экзамен найдутся. Ограничений у нас нет. А сколько человек захотят сдавать – мы пока не можем сказать. Вот когда законопроект примут, тогда и поговорим, - высказался министр.
Хадиуллин добавил, что, к примеру, среди выпускников 9-х классов в Татарстане основной государственный экзамен (ОГЭ) по родным языкам в последний год оказался удивительно популярным. Всего его сдавали 1367 человек, из которых 1263 ученика сдавали ОГЭ по татарскому языку.
- Татарский язык из татарских школ сдавали 972 выпускника, из татарских групп – 179. Что удивительно, из русских групп татарский язык сдавали 512 человек. Для сравнения, в 2019 году детей из последней категории было 357. Получается положительная динамика, - резюмировал министр.