Найти в Дзене

Как избежать субсидиарной ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления о банкротстве

Оглавление

Чтобы привлечь руководителя к субсидиарке, кредитору нужно официальное основание. И одно из их самых любимых — неподача или несвоевременная подача заявления о банкротстве. Есть ли шансы отбиться от субсидиарки в этом случае? От чего эти шансы зависят? И как, собственно, отбиваться? Рассказываем.

Напомним, что субсидиарная ответственность — это когда руководитель/учредитель расплачивается за долги компании своими личными деньгами и имуществом. И это навсегда, потому что субсидиарку никто и никогда не спишет. Она даже по наследству передаётся. Ставки высоки, поэтому боритесь до последнего.

В каких случаях и в какие сроки руководитель компании-должника должен подать заявление о банкротстве

Руководитель компании обязан подать заявление о банкротстве, если:

  • удовлетворение требований одного или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником обязательств перед другими кредиторами. Например, вы должны двум банкам и двум поставщикам и платите им ежемесячно по графику. Но в какой-то момент на все платежи денег перестаёт хватать;
  • учредители компании или органы управления решили обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве компании;
  • должник — неплатежеспособен и не имеет достаточного имущества;
  • у компании есть задолженность более 3-х месяцев по выплатам сотрудникам (в том числе бывшим);
  • взыскание, наложенное на имущество организации за долги, осложнит ее деятельность или вовсе остановит. Например, если у компании по грузоперевозкам арестуют транспорт, бизнес «встанет».

По срокам всё просто — как только наступила неплатежеспособность, руководитель компании должен в течение месяца подать заявление о банкротстве (для ликвидаторов этот срок сокращен до 10 дней).

Под неплатежеспособностью компании-должника закон подразумевает ситуацию, когда просрочка платежей — не менее 3-х месяцев, а сумма долга — не менее 300 тыс рублей. Суд примет заявление (как от должника, так и от кредитора только в случае, если оба этих условия соблюдены).

Неподача заявления о банкротстве — удобный повод для кредиторов привлечь к субсидиарке. Но шансы отбиться у руководителей есть

Положительный момент здесь для кредиторов в том, что им не нужно доказывать связь между неразумными и недобросовестными действиями руководителя и наступлением банкротства компании. То есть не нужно искать доказательства того, что вы навредили компании умышленно (например, вывели активы) или просто бездействовали, наблюдая, как бизнес катится в пропасть.

Поэтому неподача заявления о банкротстве — очень удобное для кредитора основание, с которым он и пойдет вас привлекать к субсидиарке. Но есть одно «но».

Представления кредитора о том, когда наступила неплатежеспособность компании (а значит, и возникла обязанность руководителя подать заявление), могут не совпадать с действительными сроками.

Ведь почти в любом бизнесе бывают и хорошие, и плохие времена. И не факт, что вы собирались банкротить компанию, когда пытались «вытащить» её из кризиса. А значит, обязанность по подаче заявления тут спорна.

Одно дело — объективное банкротство (когда очевидно, что компания уже не «выплывет»), и совсем другое — временные трудности. Даже если на сегодняшний день компания уже банкрот, это не значит, что именно в тот период, который обозначил для подачи заявления кредитор, всё было непоправимо. В этом вам и нужно будет убедить суд.

Чтобы отбиться от субсидиарки за неподачу заявления, вам нужно доказать, что в спорный период платежеспособность ещё не наступила

Как будем доказывать?

Вам нужно убедить суд в том, что вы, несмотря на временные затруднения, честно рассчитывали, что компания их преодолеет. Кризис наступил по независящим от вас обстоятельствам, и вы прилагали максимум усилий, чтобы его преодолеть. А самое главное — у вас был конкретный план, как это сделать. Да и перспективы маячили на горизонте неплохие.

Приведём пример: компания, занимающаяся грузоперевозками, взяла кредит 80 млн и купила 6 самосвалов с пробегом. Затем заключила договоры с несколькими контрагентами. Сначала бизнес шёл неплохо, но потом начались неприятности. Самосвалы стали ломаться, водители один за другим болели коронавирусом. Ремонт машин — дорогой, а из-за того, что они не выходили на рейсы — контрагенты выставляли неустойку. В итоге расходов у компании стало больше, чем доходов. Но у фирмы был план — продать 2 самосвала и купить 4 прицепа. Это бы оптимизировало расходы за счёт увеличения грузоподъёмности машин — перевезти за один рейс можно больше, на топливо и зарплаты тратить меньше. Но планам сбыться не удалось — кредитор подал на банкротство компании, а потом и на привлечение к субсидиарке. Но при грамотной защите руководителю отбиться в такой ситуации вполне реально. Ведь сделки действительно были, фирма работала, бизнес-план есть. Да ещё и предварительные договорённости с крупной строительной компанией, которой планировалось возить ПГС в больших объемах.

Необязательно ваш бизнес-план должен быть конкретным документом. Он может отражаться и в переписке с потенциальными контрагентами, которые предлагают вам крупные контракты, и в предварительных договорах с ними.

Также в вашу пользу сыграют ваши действия по снижению долговой нагрузки, оптимизации расходов и по деятельности компании в целом. Для суда это будет означать, что вы не «топили» компанию и не сидели сложа руки, а наоборот, пытались выправить дела. Поэтому даже и не думали подавать заявление о банкротстве.

Например, в деле А53-1473/2017. кредитор пытался привлечь к субсидиарке. 5 руководителей компании-должника за несвоевременную подачу заявления . Но ничего не вышло. Суды посчитали, что руководители делали всё, чтобы спасти компанию. Проблемы у фирмы начались из-за того, что рядом открылся крупный конкурент — Леруа Мерлен. Выручки упали сразу, и руководители в этом не виноваты. Но зато они сразу приняли антикризисные меры (для чего даже собрали Совет директоров, о чем свидетельствует протокол). Компания закупила товары повышенного спроса, чтобы наряду с ними распродать старые запасы со скидкой. Затем усилила меры по взысканию дебиторки, а у своих кредиторов попросила реструктуризацию. Далее компания закрыла филиалы и за счёт этого существенно сократила расходы.
Но реализация-бизнес плана не помогла, компанию решили ликвидировать.
Суды посчитали, что «руководящий состав предпринимал все зависящие от них меры по сокращению расходов и снижению долгового бремени. В связи с этим, действия руководящего состава должника являлись добросовестными и обоснованными».

Отбиться от субсидиарки — реально. Но только с помощью грамотных юристов

Если кредитор решил вас привлечь к субсидиарке, просто так он не отступит. И поверьте, он хорошо подготовился. Вернее, подготовились его юристы. Причём юристы, которые регулярно практикуются в подобных делах. Вы уверены, что способны тягаться с ними в одиночку? Подумайте хорошо, ведь на кону имущество вашей семьи.

Мы в БОЛЬШОМ ДЕЛЕ с 2015 года занимаемся банкротством юридических лиц и защитой от субсидиарной ответственности. Мы умеем бодаться с кредиторами, умеем собирать доказательства и выгодно предоставлять их суду. Наши юристы знают как защитить вас от субсидиарной ответственности и сохранить ваше имущество.

Выводы

  • Неподача заявления о банкротстве — удобный повод для кредиторов привлечь к субсидиарке. В этом случае им не надо доказывать, что вы навредили компании.
  • Чтобы отбиться от субсидиарки за неподачу заявления, вам нужно доказать, что в спорный период платежеспособность ещё не наступила. Главное доказательство — бизнес-план.
  • Отбиться от субсидиарной ответственности реально только с грамотными юристами. Потому что у кредитора такие точно будут.

наш сайт - https://bolshoedelo.com/